Поэт и музыкант Алексей Румянцев известен многим как фронтмен и бессменный лидер тверской рок-группы «Пионерлагерь Пыльная Радуга». Но кроме «ППР» Алексей выступает и сольно, катаясь по городам страны с акустической программой.
На одном из таких концертов, который состоялся 6 января 2019 года в петербургском клубе «The Place», побывали корреспондент Михаил Прошутинский и фотограф Корнелия Назимова. Подробности в репортаже.
Пионерлагеря всех стран, соединяйтесь!
Перед началом концерта в зале было достаточно свободно. То ли клуб такой большой, то ли народу пришло не очень много. Хотя в гардеробе с вешалками за решётками места кончились, и администрация открыла дополнительный гардероб. На акустические концерты вообще всегда меньше народу приходит, а тут ещё и длинные новогодние праздники, когда все, кто может, стараются свалить из города куда-нибудь подальше.
По залу стайкой перемещались мальчики и девочки из группы поддержки «2-ой отряд» с красными платками, повязанными на шее как у пионеров. Но в отличие от пионерских галстуков на платках красовался символ группы «ППР» – переделанная эмблема XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов (ВФМС), проходившего в Москве в 1985 году. Это тот же «цветок» с глобусом центре и пятью разноцветными «лепестками» вокруг него, символизирующий солидарность, мир и дружбу людей со всех пяти частей света. Вот только вместо Голубя мира на «цветке» изображён какой-то зубастый монстр с открытой пастью. По словам Алексея Румянцева, это «герб корявой молодёжи и х***ых студентов».
Пока Алексей готовился к выступлению, в зале стоял лёгкий гул голосов и фоном звучала неназойливая музыка из колонок. И вот наконец раздались крики: «Е-е-е! О-о-о-о!» – сопровождаемые свистом и скромными аплодисментами. На сцене появился Алексей, огляделся вокруг и со словами: «Кой-чё забыл сделать», – снова сбежал вниз.
Когда он вновь вернулся на сцену, зрители в зале уже дружнее закричали: «Привет!» – сопроводив крики более жирными аплодисментами.
– Здравствуйте! – наконец-то поздоровался Алексей.
– Спасибо, что приехал! – крикнул кто-то из зала.
Алексей достал лист бумаги с программой выступления, посмотрел на него, почесал голову и многозначительно произнёс:
– П***ец, медленно.
– Тяжело и медленно, – тут же среагировали на аналогию поклонники, видимо надеясь услышать любимый хит первым в списке. Но вместо «Тяжело и медленно» Румянцев заиграл вступление к песне «Бхзрд» с последнего на данный момент альбома «МАЛО», которой он и открыл нынешний акустический концерт.
Алексей как обычно был немногословен. Но это с лихвой компенсировалось активностью его фан-клуба. Мальчики и девочки с красными платками, повязанными на шее как у пионеров, под первую же песню устроили слэм. Замечу ещё раз: концерт акустический. Да, драйва в песнях от этого сильно меньше не становится, но всё же. Страшно представить, что фэны устроят на следующем «электрическом» концерте.
К слову, в следующий раз группу «Пионерлагерь Пыльная Радуга» в полном составе можно будет услышать в Питере 30 марта на совместном концерте с группой «7раса» в клубе «Opera Concert Hall».
Слэм практически не прекращался в течение всего вечера. И с каждой новой песней круг, где прыгал и резвился молодняк, становился всё шире и шире.
Но одним только слэмом фан-клуб группы «ППР» не ограничивался. Под «Март» фэны выстроились в цепочку и принялись прыгать, обняв друг друга за плечи. А под «БЗВ» девочки с плакатами в руках залезли на плечи к парням и стали медленно пробираться сквозь слэм к сцене. На одном ватмане был изображён Спермокрыл (ещё один символ группы), а под ним надпись: «С новым годом». На другом красовалась ёлка с половым членом на верхушке вместо звезды. Девушки доползли до сцены, взобрались на неё, а потом спрыгнули в толпу и какое-то время катались на руках по залу.
Песню «БЗВ» можно, в принципе, назвать в каком-то смысле манифестом группы, причём не сколько по смыслу текста самой композиции, сколько благодаря клипу, работа над которым объединила поклонников «ППР» со всех концов страны, а также ближнего и совсем не ближнего зарубежья.
В описании к видео после слов благодарности, Алексей Румянцев отметил:
«На протяжении месяцев [мы] принимали от вас видеописьма, отбирали лучшее, башка шла кругом от количества материала, но монтажёр сжимал яйца в кулаке и молился. Делалось [всё] в промежутках между концертами, репами и подготовкой Димана, доделывалось в ночных плацкартах где-то между Уралом и Сибирью. Почему клип в двух версиях – наверняка поймёте сами. Ещё раз спасибо всем-всем».
Клип «БЗВ» состоит практически целиком из кадров с поклонниками, идущими с ватманами в руках, на которых написаны названия их родных городов с перевёрнутыми и переставленными буквами. Причём видеозаписи для «версиямёртваястрана» сделаны явно не в центральных районах, а на фоне полуразрушенных окраин. А «версиявсе» отличается от первой тем, что в ней добавлена нарезка живого выступления «ППР».
– Спасибо! – кратко поблагодарил всех Алексей за поддержку.
– Хорошего концерта! – пожелали ему из зала в ответ.
– Да-а-а… И вас… – ответил Румянцев голосом укуренного, принявшись подстраивать гитару. А пока струны протяжно ныли, добавил:
– То ли вы подпеваете тихо, то ли я сижу глубоко.
– А надо громче? Мы стараемся как можем.
– Я не знаю, как надо.
Ну раз Алексей не объяснил, как надо, фэны продолжили чудачить, как умеют. И когда зазвучала песня про «Бронепоезд», пробирающийся сквозь Вьетнамские джунгли (как «паровозик, который смог» из фильма «Майор Пэйн»), фанаты взялись за руки, собравшись в цепочку, разбежались и врезались в передние ряды.
– Такая песня мирная, весёлая, а вы роняете людей, нехристи! – в шутку упрекнул Алексей буйную молодёжь.
– Так сегодня же сочельник! – попытались оправдаться они.
– А, точно, блин.
В общем, фэны сделали простой акустический концерт этаким панк-рок-шоу, и это немного контрастировало с настроением и энергетикой исполняемых песен, что, в принципе, характерно для всего творчества Алексея Румянцева. Такая вот пыльная радуга.
Мрачности атмосфере концерта также добавлял видеоряд, который Алексей Румянцев смонтировал для выступления. Видео состояло из нарезок документальных фильмов про Освенцим (Аушвиц) и клипартов с небом. Взгляд то и дело переключался на ужасные кадры: то ворота с надписью «Arbeit macht frei»[1], то душевые смесители, из которых поступал газ в камеры, то кинохроника с нацистским генералитетом. И всё это на фоне спокойного умиротворяющего неба с перистыми или кучевыми облаками.
Акустика Румянцева интересна не только тем, что на ней по-особенному звучат песни «ППР», но и тем, что в сет-лист попадают песни, которые либо ещё не записаны в полной аранжировке, либо и не прозвучат вообще в рамках «Пионерлагеря».
Среди неизданного были «Лошади» и «Бронепоезд». А из чисто unplugged-песен прозвучали «Зеркало» и «Музыка» с его сольника «Акустика ч. 1» 2017 года.
Также в программе было много каверов на песни других коллективов и исполнителей. Алексей даже заметил в начале концерта: «Что-то у меня много ГрОба в начале. Я не знаю. Так получилось». Кроме Летовских «Оптимизма» и «Наваждения» на концерте прозвучали «Взрослый» группы «Такой Макар», Цоевское «Дерево», а также «Воздушных шариков отряд» некого Андрея Базыкина, о котором мало что известно, кроме того, что он однажды дал Алексею Румянцеву самый ценный совет: «Не старайся запихать в песню много слов». В общем, программа была как обычно своеобразной и разноплановой. Но Алексей всё равно высказался о программе с лёгкой самоиронией: «От балды написал всё подряд. Нового ничего не сочиняю». А после трека «Музыка» добавил:
– Раньше можно было засчитать, что я лажаю, потому что я пьяный. Теперь я просто лажаю, – сказал он и отпил воды из бутылки.
– Лёша, а это точно вода?
– К сожалению, да. И это непоправимо.
В наших школах стрельба
– Я давным-давно песню сочинил эту и своему корешу рассказал, ну точнее показал, спел. Он говорит: «Вот ты, Румянцев, ты какую-то художественную фантастику сочиняешь, не про нашу реальность, не про наши дела. Ты какой-то Стивен Кинг вообще. И это всё не по-настоящему. Идут дожди».
– Тверская реальность, – подытожил кто-то из зала.
После чего прозвучала песня «В нашей школе стрельба» с альбома «Х Л А М» 2013 года. И как стало понятно позже, на момент выхода пластинки песня стала пророческой.
Известия о массовых убийствах в школах в последнее время стали всё чаще появляться в новостях и криминальной хронике. Одним из наиболее известных и резонансных инцидентов в череде подобных событий стала трагедия двадцатилетней давности в американской школе «Колумбайн». 20 апреля 1999 года двое старшеклассников, вооружившись огнестрельным оружием и самодельными взрывными устройствами, убили тринадцать человек, среди которых были двенадцать учеников и учитель, а также ранили двадцать три человека. Затем подростки застрелились сами. После этого теракта в СМИ название «Колумбайн» стало нарицательным, обозначающим теракты в учебных заведениях, устроенные учениками.
По итогам случившегося зарубежные аналитики строили разнообразные выводы, власти принимали законы и поправки об ограничении продаж оружия и запрете ряда компьютерных игр, усиливали безопасность в школах и ВУЗах, но стрельба не прекращалась, а даже, наоборот, усилилась. Следующий теракт, всколыхнувший общественность, произошёл в 2007 году в Виргинском политехническом институте, через пять лет трагедия повторилась в начальной школе Сэнди-Хук. А в прошлом году кошмар случился в средней школе Марджори Стоунман Дуглас.
Листая новостные сводки об американских трагедиях, многие уже давно понимали, что рано или поздно эта беда доберётся и до нас. Вокруг российских школ появились заборы выше человеческого роста. При входе в учебные заведения посадили охранников. Но, как и в США, это, к сожалению, не сработало. И вот 3 февраля 2014 года в школе № 263 в районе Отрадное города Москвы произошёл первый в России «колумбайн». Десятиклассник Сергей Гордеев, вооружённый карабином и винтовкой, застрелил учителя географии и захватил в заложники своих одноклассников, а затем открыл огонь по прибывшим на место происшествия полицейским, убив сотрудника вневедомственной охраны и тяжело ранив патрульного.
И если бы это был один единственный случай. То в подмосковной Ивантеевке школьник устроил стрельбу из пневматического ружья, угрожая топором учителю, то в Перми двое подростков порезали ножами учителя и одиннадцать учеников школы №127, то в столичном районе Жулебино школьник пришёл с ножом, угрожая публичным суицидом.
Последний инцидент в Керченском политехническом колледже, случившийся совсем недавно, 17 октября 2018 года, стал на данный момент самым крупным школьным терактом в Европе. В тот день учащийся Владислав Росляков насмерть застрелил двадцать человек, шестьдесят семь ранил, а затем застрелился сам.
И вновь выдвигаются самые разнообразные версии, причины и законодательные инициативы. А люди всё больше и больше начинают видеть друг в друге не товарища и брата, а кровожадного опасного волка.
Во время исполнения песни «В нашей школе стрельба» фан-клуб лёг на пол, изображая из себя убитых школьников. Фэны повторяли свой перформанс ещё дважды, прикидываясь мёртвыми под «Декабрь» и «Газ».
Неутомимые «пионеры» куролесили на протяжении всей акустики. Они то раскачивались из стороны в сторону, обнявшись, под «Зеркало» и «Девятиэтажный», то устраивали стейдждайвинг и слэм под «Воздушных шариков отряд» и «Дегенеративное искусство».
Но самым душевным моментом концерта стала композиция «Я передумал», когда почти все зрители сели на корточки, и в зале вспыхнула одинокая зажигалка. Даже изображение на экране стало как будто цветным.
– Чё, давайте покурим немножко, да? Давайте через десять минут я снова появлюсь здесь, – объявил Румянцев всем слушателям, а затем, не глядя в зал, обратился к одному слушателю, – Томичев, иди сюда, поздороваемся хоть.
Серёжа Томичев – поэт и вокалист молодой петербургской панк-группы «БЕЗРЕЦЕПТА;». Музыка и манера подачи материала у ребят своеобразная, но интересная. А недавно у них ещё вышел очередной EP «Вам!», посвящённый одному из самых скандальных американских рокенрольщиков Кевину Майклу Аллину, известному многим как GG Allin.
Кстати, кроме Серёжи Томичева на концерте присутствовала также вокалистка группы «Утро в тебе» и обладательница впечатляющего сопрано Ольга Полякова. Когда она начала из зала подпевать без микрофона Алексею Румянцеву своим высоким голосом: «Я посадил дерево…», – зрители начали даже оборачиваться. Видать, действительно впечатлило.
МАЛО
Перерыв подходил к концу. Когда Алексей Румянцев снова поднялся на сцену, в зале играла песня «I Will» группы «Radiohead». Усевшись обратно на высокий стул, он взял гитару и проверил микрофон:
– И раз-раз-раз-раз. Можем вместе послушать Тома Йорка, в принципе, – предложил Алексей, но вдруг вспомнил, – А, б***ь, вода. Можешь в меня кинуться водой? – обратился он к кому-то из зала, – Почти получилось, да. Медиатор перелетел, – после чего предложил, – Давайте с чего попроще начнём.
Вторая часть акустики открылась песней «Гранаты» – первым хитом группы «ППР» с дебютного альбома «Приятные плохие мысли». В перерыве фэны отдохнули и набрались свежих сил. Так что стоило только Румянцеву ударить по струнам, как в зале рванули хлопушки и начался слэм.
Не обошлось и без повторения флэшмобов. Под песню «Олигофрен» в зале появился парень в маске с плакатом в руках. На листе бумаги был нарисован портрет Алексея Румянцева в шапке Деда Мороза, а снизу подпись: «Лёх, сыграй Олигофрена», – и ниже – «Это твоя лучшая песня». Как и девушки в начале концерта, парень медленно поехал на плечах сквозь толпу к сцене, забрался на неё, а затем также прыгнул в зал.
На концерте песню «Олигофрен» Румянцев посвятил некому Максу из Йошкар-Олы, но судя по описанию к клипу песня адресована не конкретному человеку:
«Трек посвящаю кромешно безнадёжному состоянию культуры и массового сознания в моей стране и на планете вообще, пропащему большинству, радостно и легко управляемому технологиями обаранивания, наступлению эпохи циничной, жалкой и беззаветно тупой. Тема банальна и затронута многими. Но нам удалось раскрыть её ярко и бодро, подогрев градус абсурда и издевательства развесёлым видеоприключением, работа над которым объединила в шумную, но странным образом слаженную шайку не один десяток замечательных людей из нашего и других городов. Больше и не стоит говорить, всем отрядам после столовой построиться у кинотеатра. Яркого махт фрая[2] и глубокого думхайта[3], мальчики и девочки».
– Ну что, пора нам, наверное, уже собираться на поезда, – намекнул Алексей перед двадцать пятой по счёту песней под названием «Он её убьёт».
А после неё уже без намёков просто поставил перед фактом.
– Окей, парни, а сколько у нас времени по Москве?
– Десять.
– Окей, ребята, три песни мы с вами ещё поём сегодня, и я заканчиваюсь.
– Водоросли! Мало! – выкрикивали фанаты названия любимых песен, надеясь услышать их этим вечером.
– Я позавчера пробовал сыграть «МАЛО» в Саратове, получалось очень хреново.
Но «МАЛО» всё-таки сыграл.
Во втором отделении также прозвучали такие композиции, как «Окраина», «Мясо нового дня» и кавер-версия на песню «Дорогою добра» из детского кинофильма «Приключения маленького Мука», под которую фэны устроили сначала хоровод, а закончили как обычно слэмом.
– Спасибо. Ладно, давайте сегодня необычно закончим. А то от «Тяжело и медленно» и «Дуальный пастор» у меня тупо изжога и смех. Давайте в таком же стиле будем кончать мероприятие.
И напоследок Алексей сыграл «Панк и Рок-н-Ролл» и «Всё залить».
– Спасибо, ребята!
– Лёха! Лёха! Лёха! – скандировали зрители, хлопая под каждый слог.
А после того, как Румянцев покинул концертный эшафот, девушки закричали: «Мало! Мало! Мало!» – вместо стандартного «Ещё! Ещё! Ещё!»
Фото — Корнелия Назимова ©
Текст – Михаил Parachute Прошутинский ©
Редакция портала выражает благодарность Алексею Румянцеву за отличный акустический концерт,
а клубу «The Place» и лично Павлу Дмитриеву за предоставленную аккредитацию.
Не забывайте подписываться на наши новости ВКонтакте!
[1] «Arbeit macht frei» – надпись на воротах концлагеря «Освенцим»; в переводе с немецкого «работа делает свободным» или «труд освобождает»
[2] Отсылка к надписи «Arbeit macht frei»
[3] Dummheit – в переводе с немецкого «глупость»