Огнелет, Гоголь и Гегель в баре Down Town

20210321-IMG_1051
В субботу, 20 марта, группа «Огнелёт» выступила в баре « ...

В субботу, 20 марта, группа «Огнелёт» выступила в баре «Down Town». Музыканты устроили большой электрический концерт, включая сольное выступление лидера группы Димы Огнелёта с проектом «Гоголь и Гегель».

Подробности в фоторепортаже Михаила Прошутинского и Александры Дорофеевой.

«Down Town Bar»

На часах около восьми вечера. На календаре 20 марта. А по ощущениям — 48 февраля. Термометр показывает между пятью и десятью градусами ниже нуля. Вьюга заметает улицы города и залепляет глаза горизонтально летящим снегом. Вместо уличных подснежников и мать-и-мачехи, на подоконниках петербуржцев распускаются декабристы. Весной ещё даже и не пахнет.

А в тёплом баре «Down Town» на невысокой сцене группа «Огнелёт» заканчивает саундчек.

К слову, бар находится в подвальном помещении бывшего ДК им. Цурюпы недалеко от Балтийского вокзала. Там же в основной части здания располагается сейчас клуб «Опера».

«Down Town» – небольшой бар, человек на 200 максимум. Ряд из пяти столиков вдоль стены, несколько столиков составлены один на другой, чтобы освободить место для танцпола. Низкий потолок, невысокая сцена и гардероб с самообслуживанием. Правее от сцены стоит столик с мерчем. Напротив сцены в противоположном конце зала – скромный бар. В ассортименте пиво, соки, лимонады. Бонусом для курильщиков является лестница за туалетом – чтобы покурить, не надо выскакивать на улицу в метель.

Поклонники творчества Димы Огнелёта со товарищи продолжают прибывать, занимая свободное пространство у сцены или очередь в бар. Некоторые подготовились и разогрелись перед концертом заранее. Некоторые сделали это зря.

- Что-то немного сегодня людей, – делится впечатлениями один из поклонников.

- Посткарантинный концерт. Чё ты хочешь? – отвечает ему другой

Группа закончила саундчек. Музыканты ушли в гримёрку. На сцене остался вокалист Дима Огнелёт, чтобы объявить программу вечера: сначала сольный проект «Гоголь и Гегель», затем «Огнелёт».

- Встречаемся через 10 минут, - сказал Дима и проследовал в гримёрку вслед за остальными музыкантами.

ВИА «ОГНЕЛЕТ»

Для тех, кто не знает, «Огнелёт» — это старая петербургская рок-группа. Хотя сами музыканты предпочитают называть себя по старинке вокально-инструментальным ансамблем.

Группа отличается своеобразной лирикой и весьма экстравагантной подачей. Как указано в разделе «Биография» на платформе «Last.fm», «Огнелёт» образовался в 2000 году «с целью бессовестного эпатажа аудитории и изготовления музыки «на уничтожение». Группа всеми способами добивалась самого жёсткого контакта со слушателем — начиная от провокационных социально-психологических текстов песен, заканчивая агрессивным поведением на сцене».

Краткая, но меткая характеристика, данная группе журналистом, писателем и лидером группы «Санкт-Петербург» Владимиром Ольгердовичем Рекшаном — «сатирический бодибилдинг». Краткая характеристика, данная группе самими музыкантами — «резкий, как удар серпом по яйцам, и жёсткий, как удар молотом».

По утверждению участников группы, огнелётовская музыка испытала на себе сильное этическое влияние кантри, блюза и рок-н-ролла 50-х, арт-рока 60-х, панка 80-х, и альтернативного рока 90-х. Из групп и исполнителей, повлиявших на творчество «Огнелёта», музыканты выделяют таких звёзд мировой рок-музыки, как Johnny Cash, Iggy Pop, Jimi Hendrix, «King Crimson», «Misfits», «Black Flag», «Rage Against The Machine», «Tool» и многие другие.

В лирике Дима Огнелёт опирается на философию и литературу Достоевского, Толстого, Бодрийяра, Маяковского, Хармса, Высоцкого и Летова. Тексты песен пропитаны «социально-психологической сатирой, яростью, чёрным юмором и двусмысленным пафосом»:

Ты рождён, чтобы быть кредитоспособным, чтобы сзади хвостом волочилась зависть тысячи рож. («Стыдно быть бедным»)

Жизнь, дети — подлость и гадость. Смолоду к подлости в жизни готовьтесь. Иметь социальный статус — важнее, чем иметь совесть. («Дядя Стёпа умер»)

В центре внимания сюжетов песен — «человеческая трагедия и драма на грани иронии и самоиронии». Но в целом настрой песен, как ни странно, жизнеутверждающий.

В дискографии коллектива за 20 лет накопилось ни много ни мало пять полноформатных альбомов: «Адрес: сумасшедший дом» (2006), «Будь таким или сдохни!» (2008), «Оборона Ленинграда» (2011), «Силовые машины» (2013) и «Жолч» (2019). Видеотека скромнее – всего два клипа: «Дядя Стёпа умер» и «Линия фронта». Также отдельно участники группы выделяют видеозапись концерта 2013 года «Огнелёт живьём в Карелии».

В личной беседе Дима Огнелёт пояснил: «Придерживаемся принципов «лучше меньше, да лучше» и «тише едешь — дальше будешь»».

Гоголь или Гегель?

На сцену вышел Дима Огнелёт – как и обещал, через 10 минут. В зале зазвучали аплодисменты.

- О, так хорошо, очень приятно. Музыканту что самое главное? Это чтобы похлопали. Потому что деньги-то всё равно никто не платит.

Затем Дима поздравил старых поклонников с годовщиной свадьбы, упомянул о дисках с альбомом «Жолч» и продолжил:

- Так, значит, у нас сейчас по расписанию идёт «Гоголь и Гегель». Что такое «Гоголь и Гегель». Я думаю, все знают, кто такой Гоголь, и кто такой Гегель. Да? Наверное, все знают. Ну, я не буду вдаваться в эти подробности. Ладно, хорошо. Кто не знает, тот прочитает в «Википедии».

«Гоголь и Гегель» – это проект, который вырос из «Радиопрофилактория «Боль»». Это предыдущий мой сольный проект. Претенциозно звучит, наверное, да? Ну, это такой проект стихотворный. То есть я пишу много стихов. А их же куда-то надо девать? Это просто стихи. Ну что с ними делать? Просто написал, и чё? Выбросил? Там… на диске где-то они лежат – жалко. Вроде неплохие, да? Куда их девать? Ну, можно между песнями читать, что я иногда и делаю на концертах. А можно…

Вот пришло в голову как-то сделать что-то вроде радиоспектакля такого. Записываю стихотворение, а какие-нибудь музыканты, которые умеют играть музыку в отличие от меня, они, значит, там всё это дело как-то переосмысливают и придумывают какую-нибудь музыкальную подкладочку. Интересно, прикольно. Вот и получился такой вот «Радиопрофилакторий “Боль”». Наверное, кто-то знает.

Долгое время мы пытались как-то чего-то играть-играть-играть. Потом как-то всё это затухло. А стихи-то всё пишутся, пишутся. И как-то мне всё жалко их. Куда же их девать-то? И поэтому решили другой проект организовать, с другими людьми уже. Называется он «Гоголь и Гегель». Но поскольку второго участника здесь нет. Он будет виртуально, так сказать, на компьютере музычку нам играть. А я буду только в качестве… То есть можно сказать, что у нас только сегодня один Гоголь или один Гегель. Не знаю, выбирайте. Ну что, поехали?

Дима подошёл к ноутбуку, стоящему в центре сцены на специальной подставке, запустил музыкальный сэмпл, и в полумраке бара зазвучали первые строчки композиции «Детище».

Детище
Параноидального бреда
И карантина -
Я как некий мясной буратино
Под шарманку читаю стишки:
Кровь, любовь и кишки -
Всё, как вы любите,
Всё, как у Тарантино.

Проект представляет собой мелодекламацию с мощной экспрессивной подачей.

Во время выступления «Гоголя и Гегеля» прозвучали такие композиции, как «Негодующие», «Растворён» и «Сила». Также прозвучало стихотворение «Пляшущие человечки», которое формально не относится ни к одному из сольных проектов Димы Огнелёта, но вполне укладывается в общую смысловую направленность его стихов.

- Следующую композицию кое-кто, наверное, слышал. Она из «Радиопрофилактория». Но мы её так толком и не сделали. Она была сделана. У меня тут будет две таких композиции. Они в разных вариантах там были, но в конечном итоге здесь другие немножко версии.

Следом прозвучала композиция «Свинья», после которой Дима развеял заблуждения некоторых девушек, посчитавших, что песня написана про них.

- Профилакторию быть! – крикнул из зала старый поклонник «Огнелётовского» творчества, и послышались аплодисменты.

Затем Дима исполнил ещё две композиции – «Жало» и «Бабочка тазовой области» – из репертуара «Гоголя и Гегеля».

- И в заключение композиция из «Радиопрофилактория», которая, наверное, больше всего по количеству раз была сыграна, спета, прочитана – не знаю, как назвать.

Завершилось сольное выступление оглушительной композицией «Очередь».

- О-о-о-о-о! А теперь «Огнелёт», – объявил Дима и ушёл в гримёрку на небольшой перекур перевести дух перед выступлением «Огнелёта»

А в зале старый поклонник продолжал кричать:

- Больше «Профилактория»! «Профилактория» ещё! «Боль»! Хочу «Боль»!

Полёты «Огнелета»

За годы своего существования вокально-инструментальный ансамбль «Огнелёт» объездил с концертами половину России, ЕС, Украину и Белоруссию. Музыканты играли где угодно — начиная с полулегальных подвальных клубов, заканчивая крупнейшими рок-фестивалями.

Кстати, о концертах и гастролях. Для всех музыкальных коллективов по всему миру пандемия новой коронавирусной инфекции в 2020 году стала настоящим испытанием. Концертные туры зарубежных групп и исполнителей перенесены уже аж на 2022 год. Организаторы крупных музыкальных фестивалей пока что ещё надеются на лето 2021 года, но уверенности, что в последний момент фестивали снова не отменят, нет никакой. Отечественные коллективы тоже не спешат лишний раз выходить на сцену. Одни ждут полного снятия карантинных ограничений, чтобы устроить полноценный концерт со стоячими местами на танцполе. Другие всё же соглашаются на сидячий партер и выступают уже сейчас. Исключение составляют разве что небольшие клубы и бары, где все мероприятия проходили как обычно.

Вопреки всему, «Огнелётовцы» не сидели весь карантин на репетиционных точках и в душных студиях звукозаписи, а пользовались любой возможностью, чтобы наконец-то встретиться со своими поклонниками и порадовать их живыми выступлениями, а не набившими всем оскомину онлайн-концертами. Хотя попытка провести прямую трансляцию выступления 30 мая 2020 года тоже была. Осенью ребята представили свой последний на данный момент альбом «Жолч». А весной при первой же возможности после практически полного снятия карантинных ограничений музыканты с удовольствием вернулись на сцену.

Огнелет. Акт I

- Огнелёт! Огнелёт! Огнелёт! – кричит старый поклонник.

На сцену, наконец, вышли остальные музыканты, быстро подстроились. И принялись исполнять вступительную композицию. Следом на сцене появился Дима Огнелёт. В перерыве он переоделся в концертный комбинезон.

Выступление открылось песней «Драма» с последнего на данный момент альбома «Жолч». Затем группа исполнила несколько относительно новых песен: «Назад к простому», «Лена», «Богатый» и «Мировые трущобы».

Как потом в личной беседе пояснил Дима Огнелёт, все песни записаны недавно. Например, «Лене» нет ещё года. Впервые её сыграли прошлым летом. «Трущобы» – чуть постарше, ей года полтора. А «Богатый» и «Назад к простому» появились примерно полгода назад.

Кстати, в песне «Назад к простому» явно чувствуется отсылка к песне «Back to the Primitive» бразильской группы «Soulfly» и Максу Кавальере.

На вопрос о готовящемся новом альбоме Дима ответил, что на сегодняшний день у группы готово практически пять песен. Пятая почти доработана, и на следующем концерте состоится её презентация. Если дело с записью и сведением пойдёт нормальным ходом, то примерно через год можно ожидать новый релиз.

Бытует мнение, что теперь лучше выпускать по одной песне раз в месяц, чем альбом из 12 песен раз в год. Но, несмотря на это, «Огнелёт», судя по всему, больше не планирует «стрелять» ЕР-альбомами и промо-синглами, как это было с первой частью альбома «Жолч» в 2016 году. Дима Огнелёт прокомментировал данный подход так:

- Раньше мы тоже считали, что чем чаще инфоповоды, тем больше резонанс в сети, а альбомы — отжившая логика. Но опыт показал, что это только теоретически лучше. Оказалось, что инфоповод «мы записали ЕР» не вызывает даже одной десятой того интереса, как альбом. Слушатели, по крайней мере, рок-музыки, — народ консервативный, и привыкли к альбомному формату гораздо сильнее, чем даже сами это осознают. Альбом — это максимально серьёзно, это веха в истории группы. А всякие там релизы по 1 песне — ну и хрен с ним, послушаю потом, если будет время. Да и нельзя скидывать со счетов продажи носителей. Мерч на концертах приносит иногда больше денег, чем билеты. Людям всё ещё нравятся диски.

К слову, о мерче. Накануне концерта «Огнелётовцы» получили новую партию дисков со своим последним альбомом «Жолч», о чём Дима не без иронии упомянул в самом начале концерта:

- Новые дисочки приехали. Так что если кто хочет – пожалуйста, подходите, платите денежки ваши и получайте дисочки. А мы потом эти денежки потратим на бухло и [девушек лёгкого поведения]. Нет, на самом же деле мы не пьющие. Так что только на [девушек с пониженной социальной ответственностью].

После свежего материала музыканты перешли к стареньким композициям: «Предыдущая жизнь», «Марина» и «Крепче стали».

- Спасибо! Следующая песня не наша. Это единственная песня у нас не наша в нашей программе. В нашей программе не наша песня. Песня Егора Летова «Заплата на заплате».

Кавер-версия песни «Заплата на заплате» вошла в альбом «Жолч» и не вошла в трибьют-сборник каверов на «Гражданскую Оборону». По второму пункту – плохо ли это, или, наоборот, даже к лучшему – вопрос дискуссионный. Тем не менее кавер звучит очень убедительно и жёстко. При этом в треке угадывается как стилистика оригинала, так и особенное звучание «Огнелёта».

Завершилось первое отделение песнями «Собаки», «Убьём» и «Война-война».

- Ха-ха-ха! Спаси-и-ибо! Конец первого отделения, ребятушки. Немножечко отдохнём, минуточек десять, и приступим дальше. Через десять минуточек – не опаздывайте.

В перерыве Дима Огнелёт вышел в зал к друзьям и поклонникам, чтобы пообщаться и сфотографироваться на память.

Второй акт огнелетовского концерта

Пока остальные музыканты приходили в себя в гримёрке, поклонники растянули широкий плакат с надписью «Огнелёт». Он мелькал в толпе у сцены ещё в первом отделении концерта, но во время перерыва фанаты подвесили его под потолком, чтобы не держать в руках. Плакат представлял собой баннер «Бургер Кинга», на обратной стороне которого краской было написано название группы.

- Там «Огнелёт», а с другой стороны «Бургер Кинг» — спонсор сегодняшнего вечера, — пошутил Дима Огнелёт, вернувшись на сцену после антракта.
- Серьёзно?
- [Нет], это я [говорю неправду].
- Мы старались! – ответили из зала.
- Не, мне один чувак рассказывал. Он говорит: «Чё ты? Ты не правильно всё делаешь! Музыкой, хернёй какой-то занимаешься. Надо идти в “Петрохолод”, “Балтику” и сказать: “Ребята, я хочу быть вашим эндорсером. Я буду выступать, а вы будете сзади там”. Они тебе деньги дадут, помогут с пиаром, со всеми делами». Я как-то застеснялся. В общем, вот и мыкаемся, как говорится.

Второе отделение концерта открыла песня, посвящённая некой девушке Насте, – «Я больше, чем я». Сет-лист продолжили «Радио» и «Пуля».

Стоит также отметить, что после перерыва звук ощутимо стал лучше по сравнению с первым отделением. И если в самом начале из-за высоких частот стоял такой невыносимый дребезг и шум, что просто хотелось куда-нибудь убежать, то спустя время звукорежиссёрам удалось справиться с аппаратурой и настроить её как надо.

Концерт шёл дальше по плану. Но вдруг в самом начале песни «Будь таким, или сдохни» музыка резко оборвалась:

- Фальш-старт, – подытожил Дима.

Пока музыканты настраивали гитары, из зала раздался крик:

- «Кино» споёте?
- Кино споёте? Это что ещё за вопрос такой, интересно? Поют песни, а кино вроде смотрят, я так думаю. Да ладно, я шучу. Я понял. Конечно, не сыграем. «Кино» я не люблю. Не, я серьёзно, честно. Я признаю, что это очень талантливо, наверное. Но я никогда не слушал группу «Кино». Она мне не нравилась. Нет, честно, я не сочувствую ни водителю «Икаруса», ни водителю «Москвича» в этой всей истории. 

Музыканты настроили свои инструменты. Концерт продолжился песней «Будь таким, или сдохни» с самого начала. Но теперь после этой реплики её строчки, можно сказать, заиграли новыми красками.

Я выражал гимн поколений —
Жирный,
Как отбивная котлета —
Лощеных зализанных мальчиков
Девочек
С накладными глазами.
Упавших не жалко
Пусть подыхают
Лучшие — с нами

Курьёзы вечера на этом не закончились. Буквально во время следующей песни «Дядя Стёпа умер», после первого припева, музыка вновь прервалась, и на сцену вышел длинноволосый парень в косухе, стоявший вместе с девушкой за столиком с мерчем:

 - Товарищи, что за хрень происходит в зале? – возмущённо обратился он к слушателям.
- Что случилось такое? – переспросил Дима Огнелёт, – Что там? Кто-то дерётся, что ли? Я просто не вижу отсюда [ничего]. В двух словах кто-нибудь объясните, что случилось.

Насколько удалось понять, скандал произошёл из-за того, что кто-то кого-то толкнул во время слэма. Довольно странно удивляться или возмущаться, если на рок-концерте тебя кто-то случайно толкнёт или влетит в тебя со всего маху. Когда идёшь на такое мероприятие, надо быть готовым, что обувь будет оттоптана, а на теле вполне вероятно могут появиться синяки и ссадины. Но в данном случае скандал усугубился тем, что кто-то слишком сильно разогрелся перед концертом, а потом продолжил догоняться в баре. Благо всё ограничилось криками и перебранкой, и конфликт улёгся также быстро, как начался.

Стоит отметить, что народ плясал вплотную у сцены на протяжении всего концерта без остановки, даже несмотря на то, что людей пришло немного. Обычно в Питере народ приходится уговаривать подойти поближе и раскачивать, чтобы к концу выступления зрители начали хотя бы ножкой в такт притопывать. А тут драйв с первой же песни. Ещё и к плакату из «Бургер Кинга» в качестве флешмоба весёлые и активные поклонники добавили два бенгальских огня, которые они зажгли под любимую многими песню «Пуля». В общем, концерт прошёл с огоньком во всех смыслах слова.

- Давайте просто продолжим пока, — предложил Дима Огнелёт в надежде, что горячие головы вскоре угомонятся, — Всё хорошо, да? Всё хорошо. Всё нормально. У нас иногда бывает такое. Ничего. Однополые драки. Это мы знаем. Всё в порядке, продолжаем. «Дядю Стёпу умер». Давайте-ка сначала ещё раз его.

И концерт продолжился снова с хита группы «Дядя Стёпа умер». Затем прозвучала «Мечта обывателя о сладкой жизни», за ней «Стыдно быть бедным», старенькая «Адрес: сумасшедший дом» с одноимённого альбома и второй блокбастер группы – «Линия фронта».

Сет-лист концерта охватил всю дискографию коллектива – сыграли хотя бы по одному треку с каждого альбома. Но в основном прозвучали песни с пластинок «Жолч» и «Оборона Ленинграда».

- Спасибо! На сцене была группа «Огнелёт». Огромное спасибо, что пришли нас поддержали. Очень приятно. Очень приятно, что похлопали нам. Очень приятно, что купили наши футболки, диски и всё остальное. И девушку заодно тоже поздравляю. Не знаю, с чем даже. Наверное, с тем, что она [пропустила] сегодняшний сейшн и не увидела такую классную поддержку. Всё, ребятки, пора баиньки.

Поклонники упрашивали продолжить концерт и наперебой выкрикивали названия любимых песен. Дима сначала упирался, ссылаясь на то, что весь сет-лист уже сыгран. Но когда узнал, что есть ещё 15 минут, согласился спеть ещё пару песен, но только из тех, что есть в списке.

- Я предлагаю выбрать, так сказать, всеобщим голосованием. На обсуждение ровно минута. Давайте быстрее.

Из вариантов предлагали исполнить на бис «Драму», «Собак», «Пулю», «Дядю Стёпу» и «Крепче стали».

- Так, «Собаки» там кричат громко. Когда все остальные будут кричать также громко, то мы и те остальные сможем сыграть. Ладно, думайте, что следующее, а пока «Собаки» сыграем вам. У меня как раз собака появилась дома. Я ей посвящу эту песню. Это очень трогательно.

После «Собак» на радость поклонникам прозвучала «Пуля» — за неё кричали громче всего.

- Огнелёт! Огнелёт! Огнелёт! – скандировала публика, заглушая финальные аккорды «Пули».
- Спасибо вам, ребятки! Спасибо! На сцене была группа «Огнелёт». До следующих скорых встреч. Следите за новостями в нашей группе. Обязательно скоро встретимся с вами ещё раз. Всего вам доброго, будьте здоровы! И берегите близких и себя. Конечно же, кто их будет тогда беречь, если вы себя не будете беречь. Всего вам доброго и наилучшего. Целую вас в обе щёчки.

Группа ушла со сцены, а публика продолжала скандировать:

- Огнелёт! Огнелёт! Огнелёт! 

Фото – Александра Дорофеева ©

Текст – Михаил Прошутинский ©

Не забывайте подписываться на наши новости ВКонтакте!

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Автор: Михаил Прошутинский Смотреть все записи автора
Вы также можете Войти на сайт и оставить коментарий с вашего аккаунта соцсетей

Оставить комментарий