Последний день лета с группой Элизиум

NIK_1889
Искренние романтики и пламенные бунтари от рок-музыки – музыканты из группы «Элизиум» – проводили вместе со своим петербургскими поклонниками лето, устроив 31 августа большой сольный концерт в клубе «Aurora Concert ...

Искренние романтики и пламенные бунтари от рок-музыки – музыканты из группы «Элизиум» – проводили вместе со своим петербургскими поклонниками лето, устроив 31 августа большой сольный концерт в клубе «Aurora Concert Hall». В программу «Лучшее и новое» вошло почти сорок песен, среди которых как проверенные хиты, так и свежие незаезженные композиции.

Подробности в репортаже Михаила Прошутинского и Анны Николаевой

.

Последний летний день

Последний летний день каждый проводит по-своему. Одни, как в стихах Ильи Чёрта, валяются на пляже, «в песке тюленем распластавшись», и ловят прощальные тёплые лучи солнца[1]. Другие сидят дома и предаются меланхолии под песню «The Last Day Of Summer» группы «The Cure» [2]. Ну а любители свободы и безудержного веселья, несмотря на ясную и тёплую погоду, отправляются в открытый космос-рок на выступление нижегородской панк-банды «Элизиум» [3].

«Каждый год 31 августа мы с друзьями ходим в… «Аврору Холл» на концерт. Да, сложилась такая хорошая традиция. Мы заряжаемся музыкой, энергией лета, делимся впечатлениями. Последний летний день – яркий и шумный, и наполнен любимой музыкой группы «Элизиум»,

написала после концерта у себя на страничке «ВКонтакте» одна поклонница по имени Вера Алексеева, немного перефразировав слова главного героя из фильма «Ирония судьбы» [4].

Поводом для традиционных концертов стала романтическая песня «Последний летний день», вышедшая в 2011 году на альбоме «Зло умрёт» [5].

Судя по афишам клуба «Aurora Concert Hall», свои первые проводы лета группа «Элизиум» устроила в Питере 30 августа 2015 года [6]. С тех пор нижегородцы регулярно выступают в этом клубе. Причём не только в конце августа, но и в конце ноября или начале декабря в честь своего дня рождения. Также космос-рокеры не забывают поздравить Петербург весной с Днём космонавтики.

Традиция существует всего пятый год. Однако музыканты один раз всё же нарушили её, выступив в 2016 году на месяц позже [7]. Правда, тогда был особый случай – презентация макси-сингла «Не верю» [8]. К счастью, в этом году всё прошло по плану, и концерт состоялся ровно 31 августа [9].

Как я уже писал выше, погода в этот день выдалась отменная. Яркое вечернее солнце отражалось в стеклянных стенах клуба. У настежь раскрытых дверей столпилась группа поклонников. Тёплый ветер трепал волосы девушек. Кто-то курил, кто-то, щурясь, смотрел на Неву, кто-то просто болтал о своём и смеялся. На часах было уже почти восемь вечера, но заходить внутрь никто не торопился.

Забегая вперёд, даже вокалист Александр Телехов во время выступления отметил, что Питер в этом году разрушил стереотип о российской столице дождей:

Очень странные дела творятся в последнее время. У вас почему-то хорошая погода в отличие от нашей. На прошлой неделе, кстати, забегал к вам на выходные погулять по вашей прекрасной погоде и по вашему красивейшему городу. Прекрасный город! Не устану это повторять. Прекрасный зал, прекрасная публика, прекрасные люди. Питер – любовь навсегда!

Ближе к началу выступления народ всё же стал потихоньку заходить внутрь. Гардероб, ожидаемо, пустовал, но в концертном зале стоял привычный гул, и было довольно людно. Был забит и партер, и балкон с VIP-местами. В первых рядах народ, как обычно, время от времени безрезультатно звал музыкантов на сцену. Более терпеливые поклонники просто ждали начала выступления, разглядывая в синеве софитов музыкальные инструменты. Остальные хаотично перемещались по клубу от бара до курилки, лениво потягивая из пластиковых стаканов пиво.

Благо просторные интерьеры клуба позволяют погулять и даже полюбоваться из широких панорамных окон отличным видом на реку Неву и крейсер «Аврора». Зал клуба вместе с VIP-зоной вмещает порядка 2000 человек [10], благодаря чему «Aurora Concert Hall» уже почти десять лет радует меломанов великолепными концертами заезжих и местных звёзд шоу-бизнеса. Только на моей памяти здесь успели выступить «Paradise Lost» [11], «7Раса» [12], «Markscheider Kunst» [13], «Торба-на-круче», «Animal ДжаZ», «Dругой Ветер» [14], «Sick Puppies» [15], «Отава Ё» [16] и многие другие.

Народ в зале пёстрый и разнообразный. От матёрых волосатых рокеров в банданах и с татуировками по всему телу до прилично одетых парней и милых девушек. У одного футболка с символикой группы «FPG», у другого – с надписью «Мне пох…». Один парень вообще стоял, завернувшись целиком в красно-чёрный флаг анархо-синдикалистов. Похожий флаг мелькает в клипе на песню «1905», сделанный из нарезки выступлений группы «Элизиум». Да и я тоже ради такого случая надел свою красную футболку с чёрно-белым принтом группы «SKA-P», вспомнив видеозапись концертника «Incontrolable» 2004 года, где вокалист выступал в футболке «Элизиум». Такой вот музыкальный интернационал.

Свобода есть осознанная необходимость

Ближе к половине девятого музыка в колонках затихла, сменившись тревожной вступительной мелодией. Поклонники принялись скандировать: «Элизиум! Элизиум! Элизиум!», – пока музыканты наконец не вышли на сцену и не взялись за инструменты.

Выступление на радость старых преданных фэнов началось с бодрой песни «Сколько стоишь ты?», задавшей общий настрой всего концерта.

Песня появилась ещё в середине 2000-х годов в виде концертной записи на живом альбоме «Радуга Live» [17]. Пластинка была записана во время выступления 22 и 23 ноября 2006 года в московском клубе «Точка» на праздновании дня рождения группы «Элизиум» [18].

«Два дня подряд мы веселили народ, рубили рок и записывали этот альбом»,

рассказывал в интервью интернет-журналу «ННовый студент» лидер и бас-гитарист группы Дмитрий Кузнецов [19].

Долгое время песня «Сколько стоишь ты?», как и заглавная песня «Радуга», оставалась только в виде концертной записи на «живом» альбоме. Но спустя более десяти лет, 30 ноября 2018 года, музыканты «Элизиума» всё же представили студийную версию этого хита [20].

Вообще, песня «Сколько стоишь ты?» занимает особое место в творчестве группы «Элизиум». В том же интервью более чем десятилетней давности Дмитрий Кузнецов намекнул [21]:

«По песне «Сколько стоишь ты?» можно понять куда движется «Элизиум», и каким будет наш следующий альбом».

Дело в том, что этот сингл стал первой композицией, посвящённой остросоциальным проблемам современности. Главный герой песни – эгоист, который печётся только о себе и живёт по принципу «моя хата с краю» и «своя рубашка ближе к телу».

При этом идея песни, на мой взгляд, не только не потеряла актуальность, но с годами стала даже ещё острей. Выражается это в таких проявлениях современной жизни, как разобщённость, замкнутость и безразличие к чужому горю. Да, есть волонтёрское движение [22], благотворительность [23], группы взаимопомощи и поддержки [24]. Но в процентном соотношении с общей численностью населения это всё капля в море [25].

А единичные медийные случаи проявления гражданской и профессиональной солидарности, как, например, в ситуации со сквером в Екатеринбурге [26], в деле журналиста Голунова [27] или актёра Устинова [28], лишь подчёркивают массовую инертность и пассивность, царящую в нашем обществе. Потому что мало кто будет вступаться за простого рабочего, инженера, врача или учителя. Видные деятели искусств не будут собирать подписи под петицией об ужесточении ответственности работодателей за нарушения трудового кодекса [29], а журналисты массово не выйдут на одиночные пикеты у административных зданий в поддержку забастовки врачей-онкологов [30], получающих от семи до тринадцати тысяч рублей за лечение тяжелобольных детей.

Да и много ли неравнодушных музыкантов съездили в Шиес подбодрить эко-активистов, которые костьми ложатся, но не дают превратить тайгу в огромную помойку? Из известных исполнителей туда съездили разве что только Дарья Ставрович из группы «Слот» и Саша Растич из «Седьмой Расы» [31]. Остальные менее известны: «Утро в тебе», Дед Архимед, Андрей Тропилло и группа «Хор-oR», а также Антон Слон и коллектив «Лунный пёс» [32]. Всё?

Вот поэтому простым людям остаётся только два пути: либо стойко терпеть все горести, лишения и унижения, либо объединяться в профсоюзы, комитеты и прочие организации, чтобы отстаивать свои собственные права самостоятельно, не дожидаясь помощи со стороны. Но чтобы это стало «осознанной необходимостью» [33], нужно ответить себе всего на три вопроса:

Скажи-ка брат, давно ли ты
Общался с чувством пустоты
Внутри себя за то, что
В мире происходит без тебя?
Скажи, скажи хоть раз на миг,
Хотел ли быть на месте их,
Чья жизнь не стоит ни чего?
Подумай, сколько стоишь ты?

Но на этом музыканты не остановились. Следом за синглом «Сколько стоишь ты?» в 2007 году вышел макси-сингл «Дети-мишени / Дети-убийцы» [34], в котором музыканты подняли уже целый ряд социальных бедствий, нарывов и язв: детская беспризорность, угроза мировой войны и другие. А в следующем году группа «Элизиум» выпустила полноценный LP-альбом «13» [35], продолживший и прочно закрепивший поправку курса космического рок-корабля с жизнерадостности и романтики на общественные проблемы.

В интервью Инфопорталу Зеленограда Дмитрий Кузнецов объяснил причины таких перемен [36]:

«В творчестве любого коллектива наступает такой момент, когда группе становится интересно взглянуть на своё творчество немного с другого ракурса. Просто мы подумали и решили, что у нас есть великолепная возможность говорить во всеуслышание о том, что считаем важным. Есть аудитория, которая нас слушает, и мы можем говорить ей о таких проблемах, как расовые предрассудки, коррупция в политике, экология. Мы достаточно долгое время развлекаем и веселим народ своим позитивом и будем это делать, но сейчас хотим перескочить на более высокий уровень, на более серьёзную волну. Хочется быть чуть более политичными, говорить честно, открыто. Теперь в наших песнях будет не только любовь-морковь, цветы и космос. Я думаю, что мы просто повзрослели».

Вместе с настроением песен изменился и музыкальный стиль группы: звучание стало более тяжёлым, а в вокальных партиях появились нотки агрессии и надрыва.

Чёртов пятый год

После песни «Сколько стоишь ты?» музыканты наконец-то поприветствовали поклонников:

– Добрый вечер! Добрый вечер, Петербург! Готовы угореть?

Поклонники с радостью согласились, грянули аккорды, и у сцены тут же начались танцы и слэм.

Концерт продолжился песнями с остросоциальной тематикой «Старая школа», «Что сделал ты для своей мечты?» и «Ад наш!». А следом музыканты исполнили свой мощнейший исторический боевик «1905» [37], посвящённый декабрьскому вооружённому восстанию в Нижнем Новгороде [38] в ходе Первой русской революции 1905-1907 гг [39].

Страна тогда в буквальном смысле умылась кровью. По данным Википедии за годы революционных событий погибло 9000 человек, ранено 8000. Такую цену страна заплатила за формальную демократизацию. Но после череды восстаний тех лет власти Российской Империи завернули гайки по полной программе, отсрочив развитие дальнейших событий на десять лет.

Царского позора, властного террора
Матушка Рассея больше не снесёт.
Было лишь начало – повторится скоро
Над страной огромной чёртов пятый год!

В последних строчках песни «1905» авторы текста скорее всего отсылают слушателей к Февральской буржуазно-демократической [40] и Великой Октябрьской социалистической [41] революциям 1917 года. Но если эти строчки трактовать в более широком смысле, то можно вспомнить и другие потрясения из новейшей истории нашей страны.

Среди них особенно выделяется «Чёрный октябрь» 1993 года [42], когда в ходе разгоревшегося политического кризиса и последовавшего военного переворота с 21 сентября по 4 октября погибло не менее 158 человек, а 423 были ранены или получили иные телесные повреждения [43]. «Кровавым воскресеньем» стали тогда последние два дня – 3 и 4 октября, когда произошло вооружённое столкновение, закончившееся расстрелом Дома Советов из танков. Силовой разгон протестующих – защитников Белого Дома – привёл к наибольшему числу жертв за эти дни: 124 убитых, 348 раненых.

Спустя четверть века внутриполитические противоречия и экономические кризисы вновь приводят к ухудшению условий жизни людей и обострению ситуации в стране. Череда митингов демократической общественности и подростков с айфонами постепенно сменяется забастовками врачей скорой помощи [44], таксистов [45] и сотрудников служб доставки [46], требующих повышения зарплаты и улучшения условий труда. Поэтому опять насущным становится вопрос: не приведёт ли всё это к новому «чёртову пятому году»?

Намёк на это есть и в пресс-релизе к синглу «1905» [47]:

«Эта песня – не о нашей малой Родине; не о любви к Нижнему Новгороду и волжским просторам, но о нас, о нашей истории. Это следует знать и помнить, потому что история имеет свойство повторяться!»

Пропаганда прекрасного

Следующим номером программы космос-рокеров стала новая сатирическая песня «Пропаганда», или как она ещё называется «Запрети!». Поклонники даже подготовили специально ради такого случая флэшмоб-акцию: заготовили плакаты в виде сердечек, написав на них «Пропаганда прекрасного».

Припев этой песни появился полгода назад, накануне выступления группы «Элизиум» в Липецке, проходившего в рамках весенних гастролей по России. Тогда некие активисты попытались сорвать концерт, назначенный на 23 марта [48]. Музыкантам отказались предоставить сцену сразу три клуба: «Мегаполис», «Ленинград» и «Центр». В итоге, группе пришлось выступать в баре «Борода», абсолютно не предназначенном для проведения концертов.

«За несколько часов до концерта в баре циркулярной пилой сняли столы, построили сцену, завезли и поставили аппарат, повесили свет. В итоге один из лучших концертов 2019-го, если не лучший»,

написали у себя на стене ВКонтакте музыканты после концерта [49].

По информации издания LipetskMedia.ru официальной причиной отмены выступления стало нарушение договора об аренде площадки с КРК «Мегаполис» [50]. Какие именно причины, и что конкретно нарушили организаторы концерта, в руководстве компании не уточнили. В областном департаменте культуры тоже отказались от комментариев.

Скандальная ситуация получила большой резонанс в социальных сетях и средствах массовой информации. Причём о «весёлых приключениях «Элизиума» в Липецке» рассказали не только оппозиционные СМИ вроде «Эха Москвы» или «Медузы» [51]. С поддержкой музыкантов выступил даже такой рупор государственной пропаганды как телеканал «Россия 24».

Правда, не обошлось без курьёза. Журналисты почему-то вставили в новостной сюжет фотографию испанской группы «The Locos» вместо «Элизиума», чем вызвали иронические замечания в адрес сотрудников ВГТРК.

Тем не менее, в видеосюжете на канале «России 24» Дмитрий Кузнецов прокомментировал ситуацию с попыткой срыва концерта в Липецке:

«Причины, почему это происходило, мы не знаем. А есть некая версия, что этим занимались какие-то активисты. Занимались стукачеством и сфабриковывали против группы «Элизиум» какие-то лживые контексты о том, что мы сатанисты, не любим родину».

Ведущие также припомнили ситуацию с массовыми запретами выступлений отечественных рэперов Элджэя и Хаски осенью 2018 года. Тогда поводом для отмены выступлений по всей стране стало обвинение рэп-артистов в пропаганде наркотиков.

В случае с группой «Элизиум» фантазия поборников нравственности пошла намного дальше. К наркотикам добавились ещё алкоголь, секс, разврат, насилие, сатанизм и педофилия. Вот и родился накануне концерта в Липецке – за полчаса до выхода на сцену в Воронеже – такой спонтанный куплет [52]:

Это пропаганда наркотиков,
Секса, геноцида, котиков
Да и к пропаганде насилия
Мы прилагали усилия
Сами мы ребята не местные
Но сатанисты известные
Это пропаганда прекрасного
Некрофилы и педерасты мы!

Очевидно, что группа «Элизиум» привлекла к себе столь пристальное внимание различных активистов благодаря своей гражданской позиции, радикальным политическим взглядам и откровенным публичным высказываниям в прессе.

Музыканты достаточно давно поддерживают оппозиционеров и сами участвуют в протестных движениях. К примеру, в августе этого года лидер группы Дмитрий Кузнецов выступал в поддержку нижегородского левого активиста Владислава Барабанова, арестованного 27 июля за участие в несанкционированной акции [53].

«Я был на Болотной. Я был 6 мая, и многие мои друзья, и знакомые. Некоторым пришлось бежать из страны. Наш нижегородский активист, отличный парень Влад Барабанов сейчас находится под арестом, шьют дело об организации «массовых беспорядков». Там светит реальная статья, уголовная, с реальным сроком»,

– рассказывал Дмитрий накануне питерского концерта в интервью телеканалу «Настоящее Время» [54].

Сам активист связывал обвинение с его протестной деятельностью в Нижнем Новгороде.

Как и в случае с журналистом Голуновым и актёром Устиновым, поддержка оказалась не напрасной. Спустя месяц, 4 сентября, анархиста Владислава Барабанова и его нескольких товарищей освободили из-под ареста, а уголовное дело закрыли ввиду отсутствия состава преступления [55]. Тем не менее, в рамках «московского дела» до сих пор продолжаются задержания [56].

Как и большая часть панков, музыканты «Элизиума» также придерживаются анархистских убеждений с изрядной долей воинствующего атеизма, что, безусловно, находит отражение в творчестве коллектива. А вишенка на торте – песни на украинском языке с гастролями по городам Украины. Так что, в принципе, не удивительно, почему в условиях устойчивого реакционного консервативного курса во внутренней политике Государства Российского у группы «Элизиум» начались проблемы с организацией выступлений. Парни делают буквально всё, чтобы настроить против себя национал-патриотов любых мастей, оттенков и цветов.

Но, несмотря на все препоны, попытки срыва концертов и даже сообщения с угрозами расправы [57], музыканты не сдаются и продолжают пропагандировать свои свободолюбивые космос-рокерские идеи в музыке, а также делать громкие заявления в прессе, аргументируя свою позицию так [58]:

«Если и мы начнём ссать, то кто же будет вообще просто людьми оставаться?»

Лунная романтика под крики сиплых гагар

Тем не менее, в творчестве группы остаётся немало места и для былой романтики. Треки остросоциального содержания в начале концерта перемежались лирическими мотивами песни «Как мотылёк» и драмы «Дождь».

Но изюминкой программы стала новая космическая песня «За лунный край», написанная по мотивам [59] приключенческого романа Джека Лондона «Сердца трёх» [60]. Только авторы сингла перенесли героев книги, потомков пирата капитана Моргана, из Панамы в космос.

– Спасибо! Спасибо большое! Это была новая песня. Как у вас вообще звук в зале есть? Потому что отсюда мне не слышно, что у вас вообще есть звук в зале. Всё хорошо?
– Да!
– Питер, всё хорошо?
– Да-а-а!!!
– Вот всё. Я спокойно могу пойти перекурить. Спасибо.

Саша Телехов и Дима Кузнецов убежали в гримёрку. Место лидера группы занял клавишник и виолончелист Егор Баранов, взяв в руки пятиструнный бас:

– Так. А вы никуда не расходитесь. Мы продолжаем наше увлекательное путешествие в мир панк-рока нижегородского. Как мы назовём сегодня наш ансамбль, Саша? «Сиплая Гагара»? Группа «Сиплая Гагара» в деле. Поехали! Если вы вдруг подумали: «Что это за х***ю вы тут нам играли 40 минут», – это были новые песни. Сейчас мы пройдёмся по стареньким, да? Вы не против?

К слову, гагара – это такая водоплавающая птица. При этом сиплая гагара – это практически оксюморон типа сухая вода или тёплый лёд. Как сообщает Википедия, голос у гагар очень громкий и разнообразный, состоит из пронзительных воплей и стонов [61]. В период гнездования характерен громкий крик «га-га-га-ррра».

Вместо привычного вокала Александра Телехова голосами группы стали Егор Баранов и Александр Легасов. Но несмотря на ироничное название, их вокальные данные не сильно уступали голосу Саши Телехова.

Отделение началось со старенькой песни «Как Гоген» со второго альбома группы «Все острова!». Помимо неё в блок временного вокально-инструментального ансамбля «Сиплая Гагара» вошли такие хиты, как «Сказка», «Китайская» и «Мой самоконтроль». А после очередной остросоциальной песни «Состояние мира» парни сделали замечание про общий настрой репертуара:

– Спасибо, ребят, от души! Какой-то ох***но невесёлый у нас концерт сегодня, да?
– Давай ещё более злой!
– Я просто хотел поздравить нескольких людей с днём рождения в этом зале. Вадим! Вадим Бондаров! Ты здесь? С днём рождения! Ещё одну печальную, и мы потом съе***ся, да?
– Но мы хотим танцы. Сделайте красиво. Поехали!

Закончилось выступление «Сиплой Гагары» пронзительной и динамичной песней «И рассыплется в пыль» с альбома «13», во время которой поклонники устроили мощный слэм.

– Спасибо! Спешим откланяться. Середина концерта только ещё. Спасибо, ребята.

Группе уже 24 года, но несмотря на почтенный возраст музыканты продолжают устраивать большие сольные концерты на два с половиной, а то и три часа. В сет-лист обычно входит от тридцати пяти до сорока песен. Поэтому никто особенно не удивился, что двадцатая по счёту песня «И рассыплется в пыль» была всего лишь экватором выступления.

На вопрос журналиста Karabas Live, как музыкантам удаётся выдерживать такие нагрузки, фронтмен Дмитрий Кузнецов ответил следующее [62]:

«Элизиум» – наш единственный источник дохода, но это так и не превратилось в просто работу. Когда для тебя рок-н-ролл как наркотик, ты не устаёшь. Мы на концертах играем обычно около 40 песен.

Некоторые музыканты считают, что зрителей нельзя «перекармливать», что он должен уходить с концерта немного голодным. Чтобы ему захотелось вернуться к исполнителю. А мы с ребятами считаем, что зритель пусть сам решает, сколько ему песен слушать. Идя на «Элизиум», человек понимает, что даже если он отвлечётся, выпьет пива в баре или уснёт, то после его пробуждения мы всё равно будем играть».

Но Дмитрий явно кое о чём умолчал.

На тот же вопрос о том, насколько тяжело давались длинные трёхчасовые концерты во время больших гастрольных туров, его брат и экс-барабанщик группы «Элизиум» Алексей «Младшой» Кузнецов ответил:

«В турах тяжело даются не концерты, а всё остальное, кроме них: перемещения, саундчеки и т.д.»

Алексей Кузнецов пришёл в «Элизиум» из группы «7000$» в конце 2001 года [63]. На тот момент к выходу готовился второй альбом «Все острова!», принёсший впоследствии успех и популярность ансамблю. Но в 2015 году Алексей покинул коллектив, пояснив это так:

«Надоело, хотелось играть другую музыку с другими людьми. Занимало слишком много времени. Никаких скандалов. Со всеми продолжаю общаться и ходить на концерты как зритель».

Последнее время Алексей Кузнецов занимался сведением музыки и работал с разными исполнителями в качестве звукорежиссёра. А начиная с 2019 года он стал ещё и ударником в московской панк-банде «План Ломоносова» [64].

Тогда же, в 2015 году, из команды ушли трубач Дмитрий «Boeing!» Сотников и гитарист Кирилл Крылов. В следующем, 2016 году, снова сменился гитарист. На их место пришли новые музыканты: трубач Тимофей Осетров и гитарист Александр Легасов. Таким образом к 2016 году сформировался современный состав группы «Элизиум».

После песни «И рассыплется в пыль» участники ВИА «Сиплая Гагара» в полном составе ушли в гримёрку перевести дух, а на сцене вновь появился вокалист Александр Телехов с акустической гитарой в руках.

Первым номером его сольного отделения стала печальная, но красивая песня «Повод для войны» с макси-сингла «Дети-мишени / Дети-убийцы».

Смысл песни близок многим и злободневен, но, увы, вечен. Её можно поставить в один ряд с романом Эриха Марии Ремарка «На западном фронте без перемен». Песня о том, что власти разных стран постоянно решают военным путём любые политические противоречия, вызванные, как правило, экономическими причинами. Они отправляют сограждан на убой за свои корыстные интересы, зачастую прикрываясь идеологией. Но простым людям из разных стран, по сути, не за что друг друга ненавидеть, а уж тем более убивать, даже если они, как у Ремарка, случайно оказались бы на войне в одном окопе.

Во время исполнения «Повода для войны» на сцену незаметно вышел Егор Баранов и мягко вступил на клавишных в качестве аккомпанемента.

– Спасибо! Спасибо большое!
– Не смог удержаться. Очень красивая песня. Спасибо, ребят! – поблагодарил Егор за поддержку и снова удалился со сцены.

Появление в коллективе Егора Баранова можно назвать вполне естественным и закономерным. Он присоединился к группе достаточно давно, в 2008 году. До этого он выступал как сессионный музыкант «Элизиума», принимая участие в записи альбома «На окраинах Вселенной» и макси-сингла «Дети-мишени / Дети-убийцы».

В характеристике на официальном сайте было указано, что он человек «весёлый, компанейский, любит рассказывать анекдоты (часто неприличные) и «орать» в микрофон на бэк-вокале. Человек-оркестр, помимо «элизиумовских» инструментов также играет на бас-гитаре в другом нижегородском коллективе» [65].

Сам Егор в интервью «Комсомольской Правде» вспоминал [66]:

«Когда группа «Элизиум» только образовалась, я ходил в 6 класс. А на первом их концерте я побывал в году 99-ом. И это было отвратительно! Они играли очень плохо и выглядели очень плохо. Но со временем всё изменилось. И сейчас я могу сказать, что я играю в высокопрофессиональной группе. А тогда это было ужасно, но, что странно, при этом они собирали много народу».

В отличие от Егора Баранова Александр Телехов – это настоящий старожил «Элизиума». Дольше него в группе играет разве что один из её основателей Дмитрий Кузнецов. При этом у меня, да и думаю, что у большинства людей, слушающих группу «Элизиум», но не являющихся их ревностными поклонниками, группа «Элизиум» плотно ассоциируется в первую очередь именно с голосом и лицом Саши Телехова. Виной тому, видимо, сложившиеся стереотипы по поводу вокалистов, которые чаще всего являются основателями и лидерами музыкальных коллективов.

После «Повода для войны» Саша Телехов поблагодарил Егора за помощь и продолжил играть снова в одиночестве.

В сольном акустическом блоке Саша также исполнил ещё две романтические композиции: старенькую песню «Оставайся!» с альбома 2005-го года «На окраинах Вселенной» и ещё более древнюю песню «Обратная сторона луны» со сборника «Рок-планета!» 2004-го года издания.

– Спасибо-спасибо. Спасибо огромное! Это очень душевный финал моего акустического выступления.

Великий и ужасный сюрприз

– Ну что же, встречаем группу «Элизиум». Второй сет. Или, как любитель футбола, могу сказать – второй тайм, – Объявил Саша Телехов.
– Стойте-стойте-стойте, – прервал его Дима Кузнецов, – Сегодня последний летний день. По этому поводу мы хотим поздравить Александра и Светлану с надвигающейся и неминуемой свадьбой. В ближайшей этой половине программы у вас есть от нас ох***ный летний сюрприз. У нас есть приглашённый гость, который сидит у нас в гримёрке. Кто выйдет сыграть с нами, можете угадать?

Зрители так и не угадали. Музыканты ещё немного пообщались с залом. После чего сыграли главную, во всех смыслах слова центральную песню этого вечера «Последний летний день».

– Ну что же, и пара песен в стиле диско для вас, ребята. Потанцуем? – предложил Саша Телехов.

Вторая часть продолжилась блоком песен в стиле диско. Парни из «Элизиум» уже довольно давно устраивают подобные эксперименты. В 2012-2013 годах «Элизиум» даже устроили гастроли с программой «Disco’80», состоящей из кавер-версий известнейших зарубежных хитов 80-х годов [67]. Среди них «Modern Talking» – «You’re My Heart», «ABBA» – «SOS», «Chingis Khan» – «Moscow» и другие.

Первым номером нынешнего дискотечного блока музыканты исполнили песню собственного сочинения «Космос». Поклонники ответили группе ещё одним маленьким флэшмобом – зажгли бенгальские огни. Также в танцевальном варианте парни сыграли свой старый хит «Как бы всё?». А завершилось короткое танцевальное отделение кавер-версией хита восьмидесятых «Da Da Da» группы «Trio».

Пока все переводили дух после жарких танцев, Александр Телехов вновь объявил:

– Ну а сейчас рубрика «Не ждали? Получите». Великий и ужасный Александр Комаров «Комар»!
– Саша специально прилетел на питерский концерт, – добавил Дмитрий Кузнецов.
– Попрыгаем вместе, ребята! – подбодрил всех Комар, и зал наполнился звучанием старой доброй ска-песенкой с альбома «Все острова!».

Александр Комаров застал ещё самые ранние годы существования «Элизиума». Первая попытка примкнуть к группе состоялась ещё в 1998 – 1999 годах. Но возраст у Саши тогда оказался призывной, так что, не успев толком устроиться в коллективе, он был вынужден пополнить стройные ряды солдат срочной службы. Примечательно, что попал Комар именно в космические войска в Петербурге [68].

Через два года, хорошенько зарядившись космосом в армии, Комар сразу вернулся в команду. Что было как нельзя кстати.

В 2001 году музыканты «Элизиума» как раз заканчивали запись своего второго студийного альбома «Все острова!», выход которого стал для «Элизиума» поворотным моментом. Синглы «Острова», «Три белых коня» и «Не грусти!» попали в ротацию «Нашего радио», после чего к группе пришёл первый настоящий успех.

Вместе с Комаром парни из «Элизиум», можно сказать, прошли огонь, воду и медные трубы: записали несколько пластинок, группа приобрела современное звучание, а тексты песни – нынешнюю остроту. Но в начале лета 2010 года прямо во время гастролей Саша Комаров покинул группу.

Сразу после его ухода из коллектива прежний пресс-атташе Кирилл Радченко в своём ЖЖ-блоге написал [69]:

«Комару просто стало тяжело работать в группе – семья, губернский оркестр, прочие проблемы… Нельзя говорить, что он больше никогда не появится в составе «Элизиума» – думаю, мы сможем сделать так, чтобы Комар изредка появлялся на знаменательных выступлениях».

Так, собственно, и произошло. Великий и ужасный Александр Комаров снова на сцене вместе со своей старой командой, пусть и всего на три песни с ранних альбомов группы.

– Ну чё? Всё что ли? Ладно, пока! – разочарованно сказал Комар и ушёл обратно в гримёрку.
– Саша, спасибо большое. Увидимся! – ответил ему Саша Телехов, после чего Дима Кузнецов объявил:
– Всё, погнали дальше? По старенькому? Причём песня старенькая, а Комар её уже не знает.

Концерт продолжился солнечной композицией «Майами» с альбома «Зло умрёт» 2011 года. Песня интересна тем, что у неё есть ещё и второй вариант исполнения, известный многим как «Кубана».

Она посвящена одноимённому музыкальному фестивалю «KUBANA», проходившему на полуострове Тамань, что расположен на черноморском побережье Краснодарского края [70]. И не зря его называли «Самым ярким событием лета». Фест радовал отличным лайн-апом, состоящим из наиболее ярких звёзд зарубежной и отечественной музыкальной сцены всех жанров и направлений: рок, хип-хоп, популярная, эстрадная и электронная музыка. На одной сцене «Кубаны» можно было увидеть выступление группы «Браво», «Anti-Flag» и Михаила Боярского, группы «The Offspring», «Ленинград» и «Дюна», группы «The Prodigy», «System of a Down» и Жени Любич.

С 2010 года группа «Элизиум» стала постоянным гостем и участником «Кубаны». Летом 2011 года в честь фестиваля музыканты решили устроить во время выступления небольшую импровизацию. Как потом рассказывали сами музыканты на своём официальном сайте [71]:

«В качестве «шутки-юмора» и некой «фишки» вокалист Элизиума Саша-Пропеллер в припевах песни «Майами» спел вместо «Майами» – «Кубана». Почти год спустя «шутка» обрела неожиданное продолжение и даже более того воплощение. Продюсер фестиваля «KUBANA» (и бывший директор группы «Элизиум») Илья Островский поинтересовался у нас возможностью «реализации» той самой прошлогодней «фишки», но уже с полноценным текстом. Почему бы и нет, подумали мы, фестиваль этот нам по-настоящему близок, да и песня более чем подходящая к общему настроению «Кубаны». Сказано сделано, ночь ушла на «пересочинение» текста, утро на запись вокала в студии. Результат перед вами. Как говорится старый друг лучше новых двух. А песня получает ещё одну жизнь и свежее дыханье».

Так песня стала гимном фестиваля.

К слову, «Майами» – не единственная песня с двумя текстовками. В одном из интервью фронтмен Дмитрий Кузнецов объяснял причины появления различных текстов коллективным творческим подходом [72]:

«Как правило, один пишет, другой чего-то ещё вносит: отдельные строчки или другой куплет. Бывает, один придумывает тему – это уже полдела. Другой её делает. Бывает сразу одновременно два или три текста полностью на одну песню. Например, «Круглый год – жизнь идёт» и «Целый год – без забот». Обычно выбирается лучший, иногда не всех устраивающий».

Ещё одной особенностью текстов песен группы «Элизиум» является так называемый мелоцентризм, то есть отказ от устаревшей традиции написания музыки на стихи, характерной для русского рока 80-ых годов. Исходя из этого музыканты руководствуются не «музой», а жёсткими рамками вокальной партии, определенным количеством куплетов и концепцией ансамбля.

Чёрный флаг

Но всё же главной фишкой группы «Элизиум» является не особый подход к написанию текстов песен, не политические взгляды музыкантов или их гражданская позиция, и даже не длительность концертов. Любовь публики они получили своей искренностью, драйвом и самоотдачей. Трёхчасовой концерт – это не стахановский рекорд с нормой выработки, а очень увлекательное и весёлое событие. На концертах «Элизиум» не замечаешь, как пролетает время. Бешеный ритм сменяется любовной лирикой, а затем после короткой передышки парни вновь врываются в толпу своим безудержным весельем.

– Чё ты там закрутил? Сёркл-пит ваш этот что ли? Мы этого не потерпим! Никаких сёркл-питов на наших, бл***, концертах! Понял?! Всем раздать стулья. И всем сидеть смирно! – потроллил всех Саша Телехов, а Егор Баранов добавил:
– Давай-давай, побежали-побежали, ребята!

И танцпол буквально взорвался под анархистский гимн «Чёрное знамя».

Возвращаясь к историческим темам в творчестве «Элизиума», стоит отметить, что обе песни «1905» и «Чёрное знамя» идут в связке. И если «1905» повествует о событиях Первой русской революции, то «Чёрная знамя» уже относится скорее к сюжетам Гражданской войны 1918 – 1922 гг [73].

«Чёрным знаменем» называлась одна из самых крупных анархо-коммунистических организаций в Российской империи, возникшая в 1903 году [74]. Как не трудно догадаться, организация была названа в честь чёрного флага – символа анархизма в царской России.

Идеологом и родоначальником движения российских революционных анархистов считается Пётр Алексеевич Кропоткин [75]. А наиболее ярким деятелем Гражданской войны являлся руководитель Революционной повстанческой армии Украины Нестор Иванович Махно, о бойцах которого, судя по всему, и написана песня «Чёрное знамя» [76].

Современные анархо-коммунисты, или как сейчас их ещё называют либертарные коммунисты, выступают под красно-чёрным флагом, разделённым по диагонали. И как я уже писал выше, точно такой же флаг мелькает на концертах «Элизиума» и в их клипе на песню «1905».

Тем не менее, группу «Элизиум» не стоит причислять именно к анархо-коммунистам. В интервью журналу «Karabas-Live» Дмитрий Кузнецов, называя себя убеждённым анархистом, в разговоре о песне «Чёрное знамя» специально подчеркнул свою позицию на этот счёт [77]:

«Это историческая песня. Там нет ничего про нас, музыкантов группы «Элизиум». Это как если бы кто-то сел и написал рассказ про Нестора Махно».

Но вместо рассказа получился натуральный боевик. Драйв песни молниеносно передался публике, заставив фэнов потратить остатки сил в слэме.

– Наверное, круто там у вас было, да?
– Да-а-а-а!
– раздался дружный радостный крик.
– А я туда не полезу. У меня спина болит и гланды. На самом деле, почему я поинтересовался: мы нихрена отсюда не видим. Ни-хре-на! Фонари в глаза! В глаза фонари! Надеюсь, у вас там круто было. И вообще круто там, наверное, на концерте находиться, да? Такой пи***ц устроили. Я вообще ничего не понимаю. Мы продолжаем рубиться?

Поклонники единогласно согласились, и концерт продолжился весёлой и динамичной песней «Круглый год».

Всё и ничего

Вообще, сет-лист программы «Новое, лучшее» охватил практически всю дискографию «Элизиума» за без малого четвертьвековую историю группы. Конечно, больше всего песен прозвучало с последних двух студийных альбомов «Яды» и «Снегири и драконы». Тем не менее, музыканты исполнили, по крайней мере, одну-две композиции с каждого альбома. Особого внимания из старенького удостоилась пластинка 2002 года «Все острова!». Не обошли вниманием и трибьют-альбом «Cover Day» с песнями зарубежных групп. Кроме кавера на группу «Trio» с песней «Да Да Да» с него также прозвучала песня «О любви безмолвный крик» – кавер на «Schrei Nach Liebe» немецкой панк-группы «Die Ärzte».

Под конец ребята исполнили ещё ряд своих хитов: «Всё и ничего», «100% хит» и «Когда мы были младше». Финальным аккордом стала символичная песня «Я иду домой!».

– Спасибо большое! Доброй ночи! С вами «Элизиум»!

Музыканты ушли за кулисы, но фанаты ещё долго продолжали звать своих кумиров обратно на сцену, надеясь, что космос-рокеры вернутся и сыграют ещё одну-две песни.

Но к лёгкому разочарованию поклонников никто так больше и не появился на сцене. Вместо выхода на бис из колонок лишь прозвучала запись «Всё и ничего»:

Моё сердце рвёт на части, лишь тоска, а где же счастье,
Где те дни, что согревали нас теплом?
Лёд звенит на дне бокала, но бокала слишком мало,
Чтобы наше лето стало просто сном.

А когда песня закончилась, хор фанатов продолжил петь её а капелла, провожая и уставших кумиров, и последние минуты лета:

Всё и ничего.
Здравствуй и прощай.
Больше не увидимся с тобой.
Только ничего
Мне не объясняй,
В жизни так случается порой.

Фото – Анна Николаева ©

Текст – Михаил «Parachute» Прошутинский ©

Редакция портала выражает благодарность клубу «Aurora Concert Hall»,
группе «Элизиум» и отдельно Андрею Сидельникову
за предоставленную аккредитацию.

Не забывайте подписываться на наши новости ВКонтакте!

Примечания


[1] Илья «Чёрт» Кнабенгоф. Стихотворение «Последние дни лета». Сборник стихов «Аудиостихия». 2010 год. URL: http://thankyou.ru/track/poslednie_dni_leta

[2] Видеоклип на песню «The Last Day of Summer» группы «The Cure». URL: https://youtu.be/-1I50VfyH1I

[3] Мероприятие в соцсети «ВКонтакте» «31 Августа — ЭЛИЗИУМ — Aurora Concert Hall». URL: https://vk.com/event181217952

[4] Вера Алексеева. Пост в соцсети «ВКонтакте» от 1 сен 2019 в 11:21. URL: https://vk.com/wall315247_9790

[5] Альбом «Зло умрёт». Официальный сайт группы «Элизиум». URL: http://elysiumband.ru/disco/334

[6] Афиша концерта группы «Элизиум» 30.08.2015. Официальный сайт «Концертного Зала «Aurora». URL: https://aurora-hall.com/afisha/elizium.html

[7] Афиша концерта группы «Элизиум» 29.09.2015. Премьера нового макси-сингла. Официальный сайт «Концертного Зала «Aurora». URL: https://aurora-hall.com/afisha/elizium4.html

[8] Макси-сингл «Зло умрёт». Официальный сайт группы «Элизиум». URL: http://elysiumband.ru/disco/576

[9] Афиша концерта группы «Элизиум» 31.08.2019. Большой сольный концерт. Лучшее и новое. Официальный сайт «Концертного Зала «Aurora». URL: https://aurora-hall.com/afisha/elizium13.html

[10] О клубе. Официальный сайт «Концертного Зала «Aurora». URL: https://aurora-hall.com/about.html

[11] «PARADISE LOST (UK). 25 лет группе!» 14 сентября 2013. Мероприятие в соцсети «ВКонтакте». URL: https://vk.com/paradise_lost_spb

[12] «7Раса 04.01 — Презентация альбома в Авроре (СПБ)» 4 января 2014. Мероприятие в соцсети «ВКонтакте». URL: https://vk.com/event61464313

[13] Афиша концерта группы «Markscheider Kunst». День рождения Ефра. 24.01.2015. Официальный сайт «Концертного Зала «Aurora». URL: https://aurora-hall.com/afisha/markscheider-kunst1.html

[14] «»DРУГОЙ ВЕТЕР» — 18 МАЯ — клуб «АВРОРА»». 18 мая 2013. Мероприятие в соцсети «ВКонтакте». URL: https://vk.com/event52804695

[15] Афиша концерта группы «Sick Puppies». 07.04.2014. Официальный сайт «Концертного Зала «Aurora». URL: https://aurora-hall.com/afisha/sick-puppies.html

[16] Афиша концерта группы «Отава Ё». «10 лет альбому «Под аптекой». 25.09.2016. Официальный сайт «Концертного Зала «Aurora». URL: https://aurora-hall.com/afisha/otava-yo1.html

[17] Альбом «Радуга – Live». Официальный сайт группы «Элизиум». URL: http://elysiumband.ru/disco/54

[18] Википедия. Статья про концертный альбом «Радуга – Live» группы «Элизиум». URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Радуга_Live

[19] Светлана Сибрина «Звездное интервью | Элизиум». Интернет-журнал «ННовый студент». 24.09.2007. URL: https://www.stinfa.ru/?id=118707

[20] «Премьера! Сколько стоишь ты? `2018». Официальный сайт группы «Элизиум». URL: http://elysiumband.ru/news/2018-11-30_739

[21] Светлана Сибрина «Звездное интервью | Элизиум». Интернет-журнал «ННовый студент». 24.09.2007. URL: https://www.stinfa.ru/?id=118707

[22] Наталия Беришвили. «Добровольцев в России стало больше на 20%». Известия. 25 декабря 2017. URL: https://iz.ru/683909/nataliia-berishvili/dobrovoltcev-v-rossii-stalo-bolshe-na-20

[23] «Исследование: в 2019 году россияне стали жертвовать на благотворительность более крупные суммы». Такие дела. 05.09.2019. URL: https://takiedela.ru/news/2019/09/05/mir-blagotvoritelnost/

[24] «Петербург: группы взаимопомощи и поддержки». Психологическая газета. 28 февраля 2019. URL: https://psy.su/feed/7308/

[25] Росстат. Численность населения. 19.04.2019. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/demo11.xls

[26] Елизавета Королева. «Бунт в Екатеринбурге: как храм разжёг протесты». Газета.ru. 14.05.2019. URL: https://www.gazeta.ru/social/2019/05/14/12353875.shtml

[27] Татьяна Макеева. «Дело Ивана Голунова: хронология событий». Esquire. 11 июня 2019. URL: https://esquire.ru/hero/105362-delo-ivana-golunova-hronologiya-sobytiy/

[28] Владимир Дергачев. «Российские звезды выступили в поддержку приговорённого актёра Устинова. Как обвиняемый по «московскому делу» стал «новым Голуновым». РБК. URL: https://www.rbc.ru/society/17/09/2019/5d810a419a7947623b5d9a6c

[29] Петиция «Защитим права рабочих! Ужесточить ответственность работодателя за нарушения ТК РФ!». Change.org. URL: https://www.change.org/p/прокуратура-защитим-права-рабочих

[30] Анастасия Чеповская, Валерия Нодельман. «Скандал в терминальной стадии: почему из онкоцентра имени Блохина уходят врачи. Что привело к одному из самых масштабных конфликтов в российской медицине». Известия. 2 октября 2019. URL: https://iz.ru/927540/anastasiia-chepovskaia-valeriia-nodelman/skandal-v-terminalnoi-stadii-pochemu-iz-onkotcentra-imeni-blokhina-ukhodiat-vrachi https://iz.ru/927540/anastasiia-chepovskaia-valeriia-nodelman/skandal-v-terminalnoi-stadii-pochemu-iz-onkotcentra-imeni-blokhina-ukhodiat-vrachi

[31] Элла Микушева «Солистка группы «СЛОТ» Дария Ставрович спела на дне рождения Москвы в майке «STOP Шиес». 29.RU. 8 сентября 2019. URL: https://29.ru/text/culture/66226993/

[32] Элла Микушева «Поддержать северных братьев и сестёр: рок-музыканты Петербурга во второй раз споют в защиту Шиеса». 29.RU. 13 сентября 2019. URL: https://29.ru/text/culture/66233596/

[33] Исаак Юдовин «Бенедикт Спиноза о нравственной свободе». Опубликовано в журнале СловоWord, номер 73, 2012. URL: https://magazines.gorky.media/slovo/2012/73/benedikt-spinoza-o-nravstvennoj-svobode.html

[34] «Макси-сингл «ДЕТИ МИШЕНИ/ДЕТИ УБИЙЦЫ». Официальный сайт группы «Элизиум». 29.09.2007. URL: http://elysiumband.ru/news/2007-09-30_120

[35] Альбом «13». Официальный сайт группы «Элизиум». URL: http://elysiumband.ru/disco/60 http://elysiumband.ru/disco/60

[36] Дмитрий («Дракол») Кузнецов, группа «Элизиум»: «Все СМИ куплены государством и властью». Инфопортал Зеленограда. 03.05.2007. URL: https://www.netall.ru/culture/interview/222136.html

[37] «Новый сингл! 1905!». Официальный сайт группы «Элизиум». 11.10.2017. URL: http://elysiumband.ru/news/2017-10-11_634

[38] Декабрьское восстание в Нижнем Новгороде (1905). Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Декабрьское_восстание_в_Нижнем_Новгороде_(1905)

[39] «Революция 1905—1907 годов в России». Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Революция_1905—1907_годов_в_России

[40] Февральская революция. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Февральская_революция

[41] Октябрьская революция. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Октябрьская_революция

[42] События сентября — октября 1993 года в Москве. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/События_сентября_—_октября_1993_года_в_Москве

[43] «События 21 сентября – 5 октября 1993 года: организаторы, исполнители и жертвы политического противостояния». Доклад Комиссии Государственной Думы, Федерального Собрания Российской Федерации по дополнительному изучению и анализу событий, происходивших в городе Москве 21 сентября – 5 октября 1993 года. Москва. 1999. URL: http://1993.sovnarkom.ru/KNIGI/Astrahankina/doclad-1993.doc

[44] « В России забастовала «скорая помощь»: медики устали от вранья ». Московский Комсомолец. 23.04.2019. URL: https://www.mk.ru/social/2019/04/23/v-rossii-zabastovala-skoraya-pomoshh-mediki-ustali-ot-vranya.html

[45] Тимур Хасанов. « Больше не везет: таксисты взбунтовались против агрегаторов». Известия. 6 декабря 2019. URL: https://iz.ru/951195/timur-khasanov/bolshe-ne-vezet-taksisty-vzbuntovalis-protiv-agregatorov

[46] «Один день без покупок с «Озона». Петербургские курьеры, объявившие забастовку, добились внимания Москвы». Фонтанка.ру. 05.10.2019. URL: https://www.fontanka.ru/2019/10/05/027/

[47] «Новый сингл! 1905!». Официальный сайт группы «Элизиум». 11.10.2017. URL: http://elysiumband.ru/news/2017-10-11_634

[48] Концерт группы «Элизиум» в Липецке 23 марта 2019. Страница мероприятия в соцсети «ВКонтакте». URL: https://vk.com/elysiumvlip

[49] Запись в сообществе группы «Элизиум» в соцсети «ВКонтакте». 24 марта 2019. URL: https://vk.com/wall-10571_48250

[50] «Липчан не пустили в ад. Отменен концерт «Элизиума». LipetskMedia.ru. 20 марта 2019. URL: http://www.lipetskmedia.ru/m/news/view/112991-Lipchan_nye_pustili.html

[51] Запись в сообществе группы «Элизиум» в соцсети «ВКонтакте». 27 марта 2019. URL: https://vk.com/wall-10571_48408

[52] Запись в сообществе группы «Элизиум» в соцсети «ВКонтакте». 23 марта 2019. URL: https://vk.com/wall-10571_48188

[53] Светлана Шуга. «Две истории: как нижегородцев по-разному задерживали за «прогулку» по Москве». Сетевое издание «НН.ру». 09.08.2019. URL: https://www.nn.ru/news/articles/dve_istorii_kak_nizhegorodtsev_poraznomu_zaderzhivali_za_progulku_po_moskve/66191956/

[54] «Власть не будет считаться с санкционированными митингами». Лидер группы «Элизиум» о протестах и арестах». Телеканал «Настоящее время». 16 августа 2019. URL: https://www.currenttime.tv/a/30111897.html

[55] Александр Токарев. «С нижегородца Владислава Барабанова, арестованного за участие в митинге в Москве, сняли обвинения». Сетевое издание «НН.ру». 04.09.2019. URL: https://www.nn.ru/news/more/s_nizhegorodtsa_vladislava_barabanova_arestovannogo_za_uchastie_v_mitinge_v_moskve_snyali_obvineniya/66222721/

[56] «Новые задержания в рамках «московского дела». Сетевое издание BFM.ru. 14 октября 2019. URL: https://www.bfm.ru/news/426968

[57] Дмитрий Кузнецов, группа «Элизиум»: «Приедем в Крым только через территорию Украины». Интернет-журнал о музыке «Karabas LIVE».18.09.2017. URL: https://karabas.live/elisium-interview/

[58] «Власть не будет считаться с санкционированными митингами». Лидер группы «Элизиум» о протестах и арестах». Телеканал «Настоящее время». 16 августа 2019. URL: https://www.currenttime.tv/a/30111897.html

[59] Ветка комментариев с ответом на вопрос поклонника по поводу песни «За лунный край». Сообщество группы «Элизиум» в соцсети «ВКонтакте». 15 апреля 2019. URL: https://vk.com/wall-10571_48933?reply=48937#reply48937

[60] Сердца трёх (роман). Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Сердца_трёх_(роман)

[61] Гагары. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Гагары

[62] Дмитрий Кузнецов, группа «Элизиум»: «Приедем в Крым только через территорию Украины». Интернет-журнал о музыке «Karabas LIVE».18.09.2017. URL: https://karabas.live/elisium-interview/

[63] «Замена барабанщика группы». Официальный сайт группы «Элизиум». 13.12.2001. URL: http://elysiumband.ru/news/2001-12-13_97

[64] «Группа План Ломоносова сменила барабанщика». Информационный портал «Новый ракурс». 13 сентября 2019 г. URL: https://nrtv.ru/news/Gruppa-Plan-Lomonosova-smenila-barabanschika

[65] Егор Баранов. Официальный сайт группы «Элизиум». URL: https://web.archive.org/web/20150703142205/http:/elysiumband.ru/artists/46

[66] Егор Баранов из «Элизиума» об ужасном прошлом группы и жестких фанатах Ижевска. Комсомольская Правда. 29.10.2016. URL: https://www.spb.kp.ru/daily/26601.5/3616791/

[67] Элизиум — Disco`80. Официальный сайт группы «Элизиум». URL: http://elysiumband.ru/disco80/

[68] Предновогоднее интервью — с группой «Элизиум». 23.12.06 клуб «план В», предновогодний концерт. Официальный форум группы «Элизиум». Архив. 27 декабря 2006. URL: https://web.archive.org/web/20150703122223/http:/kosmos-rock.com/forum/index.php?topic=4247.0

[69] «Комар больше не музыкант Элизиума». ЖЖ-блог бывшего пресс-атташе группы «Элизиум» Кирилла Радченко. Запись от 7 июня 2010. Интернет-архив Wayback Machine. URL: https://web.archive.org/web/20150703150930/http:/radchenko-kir.livejournal.com/207731.html

[70] Kubana. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Kubana

[71] ЭЛИЗИУМ – KUBANA! Официальный сайт группы «Элизиум». 17.05.2012. URL: http://elysiumband.ru/news/2012-05-17_274

[72] Тексты песен группы «Элизиум». Публикация, вступительная статья и комментарии Д.О. Ступникова. Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение». Журнал «Русская рок-поэзия: текст и контекст». 2001 год. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teksty-pesen-gruppy-elizium-publikatsiya-vstupitelnaya-statya-i-kommentarii-d-o-stupnikova

[73] Гражданская война в России. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Гражданская_война_в_России

[74] Чёрное знамя (организация). Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Чёрное_знамя_(организация)

[75] Кропоткин, Пётр Алексеевич. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Кропоткин,_Пётр_Алексеевич

[76] Махно, Нестор Иванович. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Махно,_Нестор_Иванович

[77] Дмитрий Кузнецов, группа «Элизиум»: «Приедем в Крым только через территорию Украины». Интернет-журнал о музыке «Karabas LIVE».18.09.2017. URL: https://karabas.live/elisium-interview/

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Автор: Михаил Прошутинский Смотреть все записи автора
Вы также можете Войти на сайт и оставить коментарий с вашего аккаунта соцсетей

Оставить комментарий