В четверг, 25 октября, группа «Петля Пристрастия» приехала из Минска в Санкт-Петербург, чтобы представить свой новый сингл «Лучшее завтра». Презентация состоялась в петербургском клубе «Opera Concert Club». Подробности в репортаже корреспондента «Rocktimes.ru» Михаила Прошутинского и фоторепортёра Дмитрия Рыбина.
«Что такое осень?» – задавался вопросом Юрий Юлианович Шевчук в своей одноимённой песне. Ответы, безусловно, знают все от мала до велика. Но теперь к небу, камням и ветру пять белорусских парней из группы «Петля Пристрастия» добавили ещё один вариант: «Петля – это осень. Осень – это Петля». К слову, именно так называется новая концертная программа, с которой музыканты отправились в тур по городам РФ и РБ. В список гастролей как обычно вошли Питер, Витебск и родной Минск. Финальной точкой маршрута пока что значится Москва. Но кто знает, куда ребят занесёт осенним ветром ещё.
А продолжая тему тождественного сопоставления осени с «Петлёй», не грех будет вспомнить отрывок из стихотворения Александра Сергеевича Пушкина, который, на мой взгляд, как нельзя лучше иллюстрирует выбранный музыкальным коллективом девиз:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.
Ведь именно так мы привыкли ещё со школы воспринимать это время года: как нечто красивое, но печальное. Так же и с группой «Петля Пристрастия». В подтверждение своих слов позволю себе даже процитировать самого себя из предыдущего репортажа об их летнем выступлении на террасе клуба «MOD»:
«Творчество «Петли» вряд ли можно назвать совсем уж беспросветно угрюмым. И дело тут даже не в самих текстах песен, а в особенной подаче и манере исполнения. Музыка «Петли Пристрастия» настолько заряжена драйвом, что на концертах у поклонников ноги сами пускаются в пляс. И за счёт этой разницы потенциалов между лирикой и музыкой музыкантам удаётся добиться довольно мощного эмоционального эффекта. Рискну предположить, что «Петлю» именно за это и любят. Причём не только у себя на родине, в Беларуси».
В общем, как говорится, что и требовалось доказать. Осталось проверить эту теорию на практике, а точнее на живом выступлении группы. Поехали.
Клуб «Opera Concert Club», в котором проходил концерт «Петли Пристрастия», находится на набережной Обводного канала, недалеко от Балтийского вокзала. Снаружи это серое, как осеннее питерское небо, невзрачное каменное здание высотой с пятиэтажный дом. Фасад здания украшен декоративным балкончиком с балюстрадами, вокруг которого расположены высокие окна со старыми деревянными рамами и вставленными в них мутными стёклами. Парадный вход оформлен тремя двустворчатыми массивными дверями. Правда, действуют из них только те, что посередине. Внутри при входе расположен большой холл с гардеробом, а за ним концертный зал, больше напоминающий классический провинциальный театр.
Сдав крутку в гардероб и минуя охранников на проходном контроле, я подошёл к прилавку с футболками и прочим мерчем группы. За прилавком как обычно стоял гитарист «Петли» Иван Селищев. Причём в этот раз именно стоял, а не сидел, развалившись на диване, как три месяца назад летом на крыше «МОДа», так как вокруг собралось слишком много желающих прикупить себе чего-нибудь на память.
И это правильно! Мерч нужно покупать. Так вы поддерживаете музыкантов. На деньги от мерча музыканты могут купить себе новые хорошие инструменты и арендовать студию звукозаписи, чтобы порадовать потом своих поклонников, то есть вас, новыми песнями, записанными с хорошим качественным звуком.
Дождавшись, пока покупатели расплатятся и отойдут в сторонку, я подошёл к Ване поздороваться и перекинуться парой фраз.
– Привет! Как добрались?
– Да как обычно.
– А чего вы решили в этот раз в «Опере» выступать?
– Да ты чё? Мы тут уже не первый раз играем. Это же бывший ДК имени Цюрупы! Здесь когда-то давно начинали играть «Аквариум» и «Кино».
Ваня оказался прав. Здание, в котором теперь находится клуб «Opera», имеет долгую и интересную историю. Оно было построено по проекту и на средства архитектора Н.В. Дмитриева в 1911–1912 гг. в память о крестьянской реформе 1861 г., благодаря которой крестьяне были освобождены от крепостного права. До революции здание называлось Домом просветительских учреждений. Здесь располагались театр, музей, учебные помещения, оборудованные новейшими на тот момент учебными пособиями, спортивные залы, столовая, душевые и гостиница. Проект соответствовал последним достижениям рационализма и гигиены тех лет. В советское время учреждение было передано заводу «Красный треугольник» и в 1929 году получило своё новое название – Дом культуры имени А.Д. Цюрупы профсоюза рабочих химической промышленности. И да, здесь в апреле 1982 года действительно выступали Виктор Цой и Алексей «Рыба» Рыбин, а зимой 1982 года – репетировали музыканты группы «Аквариум».
После развала СССР в 1994 году ДК передали в долгосрочную аренду некоммерческому партнёрству «Культурно-досуговый центр». С тех пор здание начало приобретать свой нынешний замшелый внешний вид, А 9 октября 2016 года здание вновь было продано. Теперь в нём располагаются школа танцев «Арт-Пространство «Золотой Лотос»», спортивный клуб по художественной гимнастике «Вертикаль» и музыкальный клуб «Opera Concert Club», занимающий часть здания, где раньше был кинотеатр и театр. Теперь понятно, почему концертный зал выглядит так старомодно. Клуб просто сохранил его прежний интерьер.
К половине девятого вечера в зале клуба собралось уже достаточно много поклонников. Все с нетерпением ждали, когда же начнётся концерт. Зал не был набит битком, люди стояли свободно, но зато рассредоточено по всему партеру.
И вот под всеобщий одобрительный гул и свист на сцену наконец-то вышли музыканты с инструментами наперевес, и бас-гитарист Тимофей Савицкий обратился к зрителям:
– Всем привет! Сейчас мы тут немного покопаемся ещё буквально пару минут.
Из зала послышался крик поклонника:
– Питер вас любит, ребят!
– Это взаимно, – ответил Тимофей, и музыканты занялись проверкой и подстройкой аппаратуры.
Зазвучали инструменты. На сцену вышел вокалист Илья Черепко-Самохвалов, кратко поприветствовал всех, и концерт начался с песни «Будда». А после вступительной композиции Илья наконец обратился к питерским поклонникам, выпалив скороговоркой:
- Спасибо! Добрый вечер ещё раз! С вами группа «Петля Пристрастия». Мы рады видеть вас. Мы соскучились. Мы давно здесь не были, – затем он сделал паузу, чтобы перевести дух, и продолжил дальше размеренно, – Надеемся, этот вечер будет для вас очень и очень приятным.
После этих слов концерт продолжился проверенными временем композициями «Летучий корабль» и «Лемминкайнен», а также хитом «Дышать и смотреть», который подпевал весь зал. Старые треки перемежались относительно новыми песнями, такими как «Я и алкоголь» и «Небо-молот».
Зрители раскачивались постепенно. Но если под первый трек «Будда» прыгали только передние ряды, то к четвёртой песне «Я и алкоголь» плясала уже половина зала. Причём под «Леминкайнена» один парень даже прыгнул со сцены. А в это время Илья Черепко-Самохвалов как обычно показывал мастер-класс по концертной хореографии, активно махая в разные стороны руками и ногами в стиле эпилептического танца Йена Кёртиса из «Joy Division». При этом, что удивительно, ни разу не задел коллег-музыкантов.
Музыканты также не смогли обойти стороной «Моду и облака». Ну а после неё началась «Вечеринка».
Пожирает молча пиво на баре,
Пожирает взглядом пляшущих нас,
Ненавидит нас
Вечеринка для него так и не началась.
В зале, кстати, в отличие от летнего концерта, плясали не все. Заметив это, Илья, решив, что кто-то может понять текст буквально и принять его на свой счёт, после окончания песни попробовал объяснить её смысл, выпалив запыхавшимся от бешеного ритма голосом:
– Для тех… кто сидит пьёт пиво там… за барной стойкой… – это не в ваш адрес, это аллегория.
Зря Илья переживал. Навряд ли в зале нашёлся хотя бы один человек, мечтающий «о ядерных грибах».
А после «Эпилептроника» Илья наконец-то объявил главный номер программы:
– И вот, собственно, мы приехали сюда не с пустыми руками, а привезли песню, которую недавно издали в виде сингла. И исполняется она прям впервые.
Песня «Лучшее завтра» и по форме, и по содержанию вполне является тематическим продолжением всей творческой линии коллектива. В качестве музыкальной основы выбран всё тот же жанр – постпанк. Текст песни также наполнен огромным количеством аллегорий, метафор и отсылок к историческим событиям и мифическим персонажам. Как и в других текстах песен «Петли», здесь используется множество приёмов: игра слов, двойные и тройные смыслы. Но в отличие от предыдущего, весеннего сингла, в котором на фоне тщетности бытия как из песка вырастал цветок любови, новый сингл оказался лишён какой-либо надежды на будущее. Осень же. Цветок завял, листва опала, а вокруг один лишь беспросветный мрак и тлен.
После песни кто-то из поклонников в зале поинтересовался:
– Что такое массакра?
– Посмотри в Гугле, – ответил Илья, – Это насилие в той или иной степени, в зависимости от контекста.
На самом деле, массакра переводится дословно не просто как насилие, а скорее как резня. И если предположить, что «Лучшее завтра» является логическим продолжением «Вечеринки», то можно сказать, что сны лирического героя о ядерных грибах с каждым днём всё больше приближаются к реальности. Вполне вероятно, что «Вечеринка» вскоре сменится бесконечной чередой похоронных процессий.
Сам же автор песни – Илья Черепко-Самохвалов – так объяснил смысл своего нового произведения:
«Время от времени возникает ощущение того, что пространство, в котором живёшь – огромная ментальная помойка, которой заправляют сладкоголосые монстры, пытающиеся всем рулить за счёт бесконечной присказки о том, что наше будущее, ради которого ими совершаются мерзости, прекрасно. Соответственно, это ощущение вызывает чувство злости и отказ подчиняться навязанной формуле, слишком очевидной для того, чтобы в неё можно было всерьёз поверить».
Зрители с удовольствием приняли и оценили новую работу музыкантов, осыпав их щедрыми аплодисментами и одобрительными криками.
– Спасибо! – поблагодарил собравшихся Илья, – Будем считать, что премьера состоялась. Спасибо большое!
После представления нового сингла музыканты сыграли ещё ряд своих лучших песен. Среди них были лирическая композиция «Серая радуга», меланхоличный сингл «Минотавр», романтический хит «Цветок», мечтательная песня «Иллюзия» и депрессивный трек «Оно». В целом, осенняя программа мало чем отличалась от летней. Разве что было поменьше старых песен и побольше новых.
Далее парни из «Петли Пристрастия» заставили зрителей хорошенько попотеть и попрыгать под «ТЭЦ» и «Сатурн», а затем прокричаться под «Груз». Причём под последние рифы «ТЭЦ» музыканты прыгали синхронно вместе с залом. Илья прыгал, разводя руки и ноги в стороны, изображая звёздочку, а остальные музыканты – просто на месте с инструментами в руках.
Затем музыканты исполнили «Автоматизм», дав возможность поклонникам восстановить дыхание и пульс перед последним рывком. Финальной песней осенней программы стала «Жарче, чем солнце», во время исполнения которой Илья представил музыкантов из состава группы, произнося каждое слово будто чеканя шаг:
– «Петля Пристрастия»: Иван, Тимофей, Дима, Лёша, Илья. Спасибо! – а после песни уже спокойно продолжил – Это была группа «Петля Пристрастия»! Спасибо вам за вашу любовь и ваше внимание! Нам очень нравится этот город. Нам очень нравятся жители этого города. Мы всегда приезжаем сюда с огромным удовольствием. Мы повторяли и не устанем это повторять каждый раз, когда здесь будем. Хорошего вечера! Спасибо за внимание! Группа «Петля Пристрастия»!
Но поклонники не были готовы так легко отпустить группу домой, требуя сыграть ещё. Музыканты откликнулись на просьбу зрителей и вернулись обратно на сцену, чтобы исполнить на бис ещё две песни: «Идеального нету» и «А вообще (Ура космосу)», после которых ребята окончательно попрощались со своими питерскими поклонниками:
– Спасибо ещё раз! С вами была группа Петля Пристрастия. Хорошего вечера… – Илья задумался на секунду и добавил, – Без происшествий!
Ярко-жёлтое зарево софитов, словно низкое осеннее солнце, заливало концертный зал, выхватывая руки зрителей. Поклонники аплодировали музыкантам, покидающим сцену, прощаясь будто с перелётными птицами, улетающим на юг, в Минск. На сцене оставался только Тимофей с поднятой над головой бас-гитарой. Но когда овации начали потихоньку стихать, он поднял другую руку, показав большой палец вверх в знак признательности, и ушёл вслед за товарищами.
Фото – Дмитрий Рыбин ©
Текст – Михаил «Parachute» Прошутинский ©
Редакция журнала выражает благодарность клубу «Opera Concert Club»,
группе «Петля Пристрастия» и лично гитаристу Ивану Селищеву
за предоставленную аккредитацию.
Не забывайте подписываться на наши новости ВКонтакте!