Ой ты гой еси, честной народ. Не перевелись ещё на Руси добры молодцы да красны девицы, складно музыку фольклорную исполняющие и звонко песни народные поющие, да так, что ноги в пляс сами идут. Средь них есть группа славная петербургская, «Отава Ё» именуемая, отметившая 25 сентября в клубе «Аврора» десятилетие своего первого альбома «Под Аптекой». О том и сказ пойдёт дальнейший в репортаже корреспондента RockTimes.ru Михайло Прошутинского.
Эх, золотые были денечки!
- Дорогие друзья, мы очень рады вас приветствовать в концертном зале «Под Аптекой»!
На экране клуба “Аврора” появились четверо музыкантов: Пётр Сергеев, Дмитрий Шихардин, Алексей Скосырев, держащий дебютный альбом группы «Отава Ё«, и Алексей Белкин с микрофоном в руках.
- Вот это место. И мы очень рады, конечно, что вы пришли в этот погожий денёк к нам на концерт сегодня. Но с другой стороны, повод-то значительный! Сегодня мы празднуем десятилетие нашего первого альбома “Под Аптекой”. Вот он, вот он тот самый альбом, который был придуман, сыгран, да, практически, записан именно здесь, именно здесь каких-то буквально десять лет назад.
Гитарист Алексей Скосырев поднёс диск поближе к объективу камеры, так что передняя обложка CD заполнила весь экран целиком.
- И как вы понимаете, все наши первые концерты прошли тоже именно здесь.
- Эх, золотые это были денёчки! — воскликнул Дмитрий Шихардин.
- Те ещё были денёчки. — согласился Алексей Скосырев.
- Да уж. — подтвердил Пётр Сергеев.
- И по этому поводу, конечно-конечно, мы, как музыканты, просто обязаны сыграть большой концерт, И я думаю, что самое время приступить. Как? Погнали? Ну всё, мы тогда начинаем. Поехали!
Музыканты вышли на сцену под бурные аплодисменты. Зазвучала музыка, и Алексей Белкин продолжил свою торжественную вступительную речь традиционной фразой, которой раньше он открывал каждое “подаптечное” выступление коллектива.
- Дорогие друзья, дамы и господа, добро пожаловать на концерт санкт-петербургской уличной фолк-группы! Надеемся, вам всё понравится, и вы не уйдёте дальше рассматривать достопримечательности нашего города.
На экране осталось изображение площадки около гомеопатической аптеки на Невском Проспекте, рядом с Пассажем, что придавало концерту атмосферу уличного выступления. Не хватало только шума проезжающих мимо автомобилей, голосов прохожих и других городских звуков, характерных для центральных районов крупных мегаполисов.
Зал наполнился мелодией инструментальной композиции «Makaidu», а зрители, наконец-то дождавшись начала, разбились на пары и тут же закружились в плавном танце под звуки волынки и скрипок, подчёркнутых мягким ритмом гитар и барабана.
Первое отделение концерта музыканты посвятили целиком своим старым композициям, большая часть из которых вошла в дебютный альбом «Под аптекой». Пластинка была записана частично живьём и частично в студии на деньги, вырученные от уличных выступлений группы, и практически полностью состоит из записей кельтской народной музыки.
Несмотря на то, что “Отава Ё” достаточно давно отошла от исполнения кельтских мотивов, сделав упор на русские народные, музыканты время от времени делают исключения по особым поводам вроде Дня Святого Патрика или, как этим вечером, в честь десятилетия своего первого альбома.
Городской фольклор нашего времени
Весь концерт Алексей Белкин и Дмитрий Шихардин делились своими воспоминаниями из богатой биографии группы и историями из жизни, снабжая их шутками и прибаутками, а иногда даже подкалывая друг друга, благодаря чему концерт сохранял с начала и до конца атмосферу веселья и лёгкой ностальгии по золотым денёчкам.
- Дима, расскажи про маму! — предложил Алексей Белкин после “Вальса Петрова” из фильма “Берегись автомобиля».
- Про маму? — удивлённо спросил Дмитрий Шихардин.
В зале раздался смех.
- Да нет, это не про маму, — поправил он Алексея, — Это про индийские кинофильмы. Было это давным давно. Я жил тогда в городе Курган. У нас один из элитных кинотеатров был кинотеатр под названием “Звёздный”.
- Собственно, он элитный — он же и единственный, как я понимаю?
- Нет-нет, были и ещё, но этот был “самий лючший, патаму шта самий новий”, — сказал Дмитрий подражая кавказскому акценту, — В общем, по названию было видно, что это за кинотеатр. Мы предпочитали ходить только туда. И когда мы ходили туда с мамой, то ходили исключительно на индийские кинофильмы. Конечно же, я на индийские фильмы ходить не любил. Мне, как любому мальчишке, всё про индейцев да про пиратов подавай. Но тем не менее, на хит того времени всё-таки мама меня вытащила. Так вот, собственно говоря, удовольствие было ниже среднего, потому что в то время мне было лет десять, и в этом возрасте мальчики обычно не любят, когда их мамы расстраиваются. А тут мама так хотела пойти на этот фильм, а она, смотрю, сидит и плачет. А там такой момент есть, очень трогательный, и она так расплакалась. И я смотрю, как она плачет, ну и я давай тоже плакать. И вот мы сидим и плачем вдвоём. Представляете, за что деньги сдирали с людей в советские времена! Так вот, собственно говоря, это вкратце о фильме. А песня будет очень узнаваемая для людей, которые этот фильм видели.
- Песня, которую Дима пронёс из детства через всю свою жизнь, и хочет ею сейчас с вами поделиться. По-моему это очень трогательный момент.
- Собственно, это городской фольклор нашего времени.
И в продолжение темы кинематографа “Отава Ё” сыграли песню “Disco dancer”, навеянную одноимённым индийским блокбастером 80-ых “Disco dancer” Баббара Субхаша “Танцор диско».
Завершилась первая, подаптечно-ностальгическая, часть концерта “хитом всех времён и народов” — композицией Людвига Ван Бетховена, которой “Отава Ё” тогда обычно закрывала все свои уличные выступления.
Кстати, об уличных выступлениях: теперь они запрещены и, согласно статье 20.2.2 КоАП РФ, «влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей». И уже есть прецеденты, когда за выступления в общественных местах музыкантов привлекали к административной ответственности по полной программе.
Правда, находятся ещё до сих пор смельчаки, устраивающие на свой страх и риск уличные концерты на Невском проспекте в районе Большой Конюшенной улицы. Всё по Салтыкову-Щедрину: “Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения”. Тем не менее, закон — есть закон, так что теперь не скоро ещё удастся участникам группы «Отава Ё» сыграть под аптекой, не боясь попасть в ближайший околоток. Так что приходится радоваться хотя бы клубным выступлениям.
Но всё же горячим поклонникам уличных артистов не стоит отчаиваться. В конце первого отделения Алексей Белкин признался зрителям:
- Перед концертом у нас было небольшое интервью, и меня спрашивали: “Скажите, вот в Питере вы перестали играть на улице, но за границей-то бывает?” Вы знаете, бывает, действительно. Мы выступаем на улице за границей, когда у нас есть время. Хотя в последнее время его всё меньше и меньше. Но бывали такие времена, когда всё-таки было свободное время, и мы останавливались и играли на улице. Сейчас хотим показать вам небольшую зарисовку. Собственно, вот жизнь уличных музыкантов в Европе. Буквально каких-то 5 лет назад это было снято.
И пока музыканты ушли ненадолго за кулисы, чтобы немного перевести дух, зрителям предложили посмотреть на экране видеозапись уличного выступления “Отавы Ё” в Словакии с композицией “Польки / Найман”, которая также вошла в первый альбом “Под Аптекой”. В конце видео была вставлена нарезка архивных записей из выступлений группы в других городах Европы.
Вторая часть открылась хитом “Что за песни”. Пока демонстрировалось видео, музыканты быстро переоделись и предстали перед зрителями в своём привычном наряде, знакомом многим по видеоклипам и живым выступлениям последних лет. Ребята надели шапки-ушанки и белые майки-алкоголички.
Один хит сменил другой под названием «Дворник«. Эту песню «про самую древнюю профессию», как представил её Алексей Белкин, на стихи Даниила Хармса со взятой за основу мелодией народной латышской песни «Tumša tumša tā eglīte» музыканты посвятили своим прибалтийским поклонникам.
Алексей также рассказал, что в странах Балтии у «Отавы Ё» есть свой личный фан-клуб, состоящий, каким бы странным это ни казалось, на 80% из эстонцев и латышей, и только на 20% из русскоговорящих жителей.
Учитывая также, что география их гастролей уже насчитывает более двадцати стран мира от Индии до Мексики, можно смело утверждать, что «Отава Ё» является на сегодняшний день одной из самых востребованных российских музыкальных групп за рубежом. Жаль только, что у себя на родине группа по-прежнему широко известна только в узких кругах. Хотя стоит ли удивляться?
Добро пожаловать на сельскую фолк-дискотеку!
- Такие приятные неожиданные танцы сегодня, — похвалил зрителей Алексей Белкин.
И действительно, с первой же композиции и на протяжении всего концерта поклонники без устали двигались в такт музыке. Более того, их движения были отнюдь не спонтанные или хаотичные. Складывалось впечатление, что на концерт «Отава Ё» пришли ученики танцевальных школ, специализирующихся на средневековых и народных танцах.
- Кстати, вот специально для тех, кто на нашем концерте впервые, смотрит на эти танцы и думает: «Ничего себе! Они, наверное, специально для этого концерта готовились». Друзья, нет! Они просто любят танцевать. И вообще я очень рекомендую посещать наши и не только наши мастер-классы по народным танцам. Это очень весело, очень зажигательно, интересно.
- А я рекомендую прямо сейчас просто присоединяться, и можно ничего не посещать, — возразил Дмитрий Шихардин.
- Вот видите, как всегда есть два варианта. Так что выбирайте, какой вам больше нравится.
Судя по всему, Алексей Белкин имел ввиду «Петербургский клуб любителей народных танцев» и их «Вокально-инструментальную Артель» (ВИА) — творческое объединение Санкт-Петербургских фолк-музыкантов, играющих в таких группах, как «Отава Ё», «Reelroadъ» и других. В рамках этого фольклорного проекта организаторы уже 10 лет устраивают мастер-классы по деревенским народным танцам. Причём от желающих научиться плясать как встарь не требуется иметь никакого специального хореографического образования. Все танцы предельно просты, а удовольствие от них — немереное.
- А вообще, я не устаю повторять, что, конечно, чем хорош фольклор… Даже не чем он хорош, а для чего он был создан. Для того, чтобы люди совместно что-то делали, в чём-то участвовали. И, конечно, проще всего либо танцевать, либо петь, потому что когда мы что-то делаем совместно, то что-то происходит в мире. И вот хотя бы в этом пространстве всё становится намного лучше.
В сет-лист концерта вошло множество как танцевальных композиций, заставлявших ноги поклонников пускаться тут же в пляс, так и песен, исполненных хором вместе со зрительным залом. Помимо уже названных, во время выступления прозвучали такие зажигательные и весёлые песни, как «Дуся-Маруся», «Ой, блины, мои блины», «На речке, на речке», «У кошки 4 ноги», и, конечно же, традиционный «русский готический r’n’b» хит «Про Ивана Groove». А перед «Кадрилью» прозвучала фраза, ставшая руководством к действию для тех, кто пришёл на концерт впервые: «Добро пожаловать на сельскую фолк-дискотеку!»
Но были и относительно свежие песни. Одной из них стала проникновенная и душевная песня «Свет удалой».
- Песне, как обычно, лет четыреста, а может и больше. Но она новая. Очень хороший там текст, — сказал Алексей Белкин, — Последнее время нас всё реже и реже спрашивают, на каком мы языке поём. Всё-таки, кажется, с дикцией мы поработали и слова более-менее стали понятны, либо дело в том, что мы просто перешли на такой жанр, когда строчки состоят из односложных предложений, как «блины мои, блины» — их сложно не понять. А сейчас будет как раз песня, в которой текст всё-таки достаточно важен. Песня про традиционные человеческие ценности, про самое главное, что есть у нас как у людей. И мы путешествуем по разным странам и, знаете, видим, что во всех этих разных странах… Люди — они все разные, конечно, да, выглядят по-разному. Кто-то белый, кто-то жёлтый или чёрный. В принципе, проблемы-то у всех одинаковые. Ничего не поменялось, короче. Так что, если бы они понимали, о чём мы поём, они бы сказали: «Ребята, вы поёте про нас».
- О-о-о-о-о! — одобрительно загудели зрители.
- В общем, песня про нас, — добавил Дмитрий Шихардин.
Музыканты исполнили песню, разложив вокальные партии на четыре голоса. Юлия Усова взяла высокие партии, аккомпанируя себе на металлофоне. Его волшебный звук звонко и плавно разливался по всему залу, озаряя словно свет каждого зрителя. Мелодия была настолько душевной и чистой, что по всему телу бегали мурашки от удовольствия.
Следующей новой композицией, как несложно догадаться, стала песня «Чай», которая оказалась положенным на музыку старым, ещё дореволюционным, стихотворением «Раз прислал мне барин чаю…». Стихи настолько известные, что такие строчки, как ««Чай готов! Извольте кушать» — Снял я с барина пальто» или «Долго думал, удивлялся, / Чем я ему не угодил, / А потом я догадался – / Что ж я чай не посолил!» стали настоящими афоризмами. Правда, авторство установить до сих пор так и не удалось, поэтому стихотворение можно смело отнести к народному творчеству, что вполне укладывается в репертуар группы «Отава Ё».
Тем не менее, праздник медленно, но верно подходил к концу.
- Ох уж эта старость — не радость. Друзья, я напоминаю вам, что сегодня мы празднуем выпуск нашего первого альбома. Вы знаете, когда мы были уличной группой, тогда мы ещё не могли себе даже представить, что будем играть концерты в клубах, в концертных залах и даже будем ездить на гастроли. Я не к тому, что мы как бы хвастаемся, просто всё так неожиданно получилось, и это очень здорово. А сейчас будет песня, у которой, я считаю, самый что ни на есть уличный задор и кураж присутствуют. Дамы и господа, последняя мелодия. Танцуйте пока молодые!
И зал закружился, завертелся под залихватский хит «Сумецкая«, благодаря клипу на который группа наконец-то добилась признания среди российской публики, а не только в Европе.
- Спасибо, друзья! Большое спасибо! Огромное спасибо, что вы пришли! Это было здорово, приятно. Действительно, вот прошло каких-то десять лет, и теперь вас так много, а нас не становится меньше. Большое всем спасибо, и до новых встреч! — сказал Алексей Белкин, и музыканты покинули сцену под радостные крики зрителей, требующих ещё и ещё.
Но и минуты не прошло, как группа вернулась на сцену, чтобы исполнить ещё три композиции на бис. И это несмотря на то, что концерт состоялся на следующий день после возвращения группы с гастролей по Прибалтике. Музыканты даже толком отдохнуть и поспать не успели.
Первой песней на бис группа исполнила зажигательную “Лезгинку” под аккомпанемент «тридцатитрёхрукого грузинского барабанщика» Джангира Даушвили. К сожалению, музыкант не смог принять участие в праздничном концерте, и поэтому его партия звучала минусовкой, записанной музыкантами на iPod shuffle, который по легенде они приобрели во время гастролей по США.
А после горячей кавказской «Лезгинки» настала очередь нордической «Финской польки». Ну а финальной стала автобиографическая песня “Про Диму и Петю”, перед исполнением которой Алексей Белкин поделился со зрителями ближайшими планами на будущее.
- К сожалению, не могу сказать, когда следующий концерт в Питере, но четвёртого декабря всех вас ждём на нашем рождественском спектакле в театре “Плоды Просвещения”. Приходите, пожалуйста, с детьми. Это хороший детский спектакль с живой музыкой и с актёрами из театра «Странствующие куклы господина Пэжо».
- И рассказываются на этом спектакле всем известная история, поэтому в общем… будет интересно, - добавил Дмитрий Шихардин.
- Да, но не про Димину маму и не про индийские кинофильмы. Всё, большое всем спасибо! Было приятно всех вас видеть, и я надеюсь, что мы не прощаемся!
Напоследок участники группы ещё раз поблагодарили всех, кто пришёл на концерт. Затем музыканты дружно обнялись и под шум аплодисментов резко поклонились так, что ушанки слетели на пол.
- Ну вот теперь пожалуй что всё, — заключил Дмитрий Шихардин.
Фотогалерея концерта:
Фото и текст – Михаил Parachute Прошутинский©
Редакция портала выражает благодарность клубу «Аврора«, группе «Отава Ё» и лично Алексею Румянцеву за предоставленную аккредитацию.
Не забывайте подписываться на наши новости ВКонтакте!