3 марта в заваленный снегом и в замороженный до опасного гололёда Санкт-Петербург девять поразительных музыкантов привезли настоящую кельтскую сказку! Неподражаемые Eluveitie обновлённым составом ворвались в северную столицу и решили, что пора дать весне дорогу. Несмотря на всю решительность швейцарцев, и зиме дань была отдана – ожидание той части очереди, которой не хватило места в «тамбуре», на морозе перед Aurora Concert Hall было неплохой жертвой царствующим холодам. Наверное, именно по этой причине перед появлением на сцене виновников торжества планировалось выступление аж двух разогревающих групп. «Первый разогрев будет, кажется, разморозкой» — дрожа всем телом, заметил один из поклонников, который не испугался морозов и пришёл дожидаться впуска в клуб в косухе вместо пуховика. Но эти надежды на «разморозку» не оправдались – вечер начался без обещанного выступления французов «Ethmebb», которые по неясной причине не порадовали своим появлением питерскую публику.
Так что участь размораживать и разогревать зал перед появлением Eluveitie выпала коллективу из солнечной Италии — «Carved». И они со своей задачей справились с энтузиазмом и огненной энергетикой, отогрев, кажется, каждого в зале. Прекрасным подарком для слушателей было не только творчество самого коллектива, но и зажигательный кавер на композицию из 90-х, которая когда-то была у каждого на слуху. Так что даже те, кто остался не впечатлен творчеством самих дружелюбных итальянцев, вскоре уже вовсю прыгали под песню «The Bad Touch», которую в оригинале исполняла группа Bloodhound Gang. Это было зажигательно, позитивно, и коллектив действительно наладил связь с залом, максимально подготовив каждого к тому, что привезли для нас Eluveitie. Отдельный финальный подарок от итальянцев состоял в том, что после своего выступления они вышли в зал в качестве зрителей, чтобы наравне с петербуржцами поддержать главных гостей сегодняшнего вечера и насладиться их шоу.
Публике впервые предстояло увидеть Eluveitie в обновлённом к этому туру составе. В 2016 году поклонники получили весьма неприятные вести о том, что группу покидают гитарист Иво Хенци, вокалистка Анна Мёрфи и барабанщик Мерлин Суттер. И только по видео в интернете можно было судить, насколько обновление состава пошло самому коллективу на руку. Ответы на свои вопросы фанаты получили уже на первой песне, когда сцену под громкие крики и овации заняли девять человек под предводительством вокалиста Кристиана «Кригеля» Гланцманна. В первые же минуты не знаешь, кого выхватывать взглядом, – так много различных инструментов на сцене, так много музыкантов. С первых же минут концерта поражаешься тому, как слаженно звучит огромный коллектив, как профессионально каждый знает своё дело, тут же погружая зал в атмосферу настоящей кельтской магии.
На сцене происходило настоящее таинство: коллектив так поразительно точно вымерял порции энергичного металла и берущей за душу, щемящей сердце лирики, так талантливо разбавлял одно другим, что в зале каждый ощущал «эмоциональные качели», поездку на американских горках. Как ни назови, а всё-таки поразительно, когда на первых песнях «Your Gaulish War», «King» (которая сама в себе уже несёт этот поразительный «микс» из рычаще-дикого и сказочно-завораживающего) и «Nil» в середине зала царствует слэм, первые ряды неистово вздымают руки и не жалеют шеи в хэнбэнгинге, и вдруг… все как один замирают и слушают поражающий вокал новой вокалистки Фабьен Эрни, которая в этот вечер доказала, что она – достойнейшая замена Анне Мёрфи. А уж сочетание вокала Кристиана и Фабьен вызывало табун мурашек по телу и яростный отклик толпы на протяжении всего выступления. Так что, отдав энергетики и сил на первых энергичных песнях вдоволь, и зал, и группа погрузились в лирично-акустическую атмосферу композиций «Omnos, «Lvgvs», которые были исполнены на галльском — мёртвом кельтском языке, который не используется уже более двух тысяч лет.
Следующая за ними композиция «Catvrix» так же была спета на Галльском языке и вызывала немного пугающее ощущение древнего, тайного ритуала, с заклинаниями о силе, скорости, свободе и смелости. Настоящее шаманство во славу кельтских богов. И завершилась аккустически-спокойная часть концерта удивительной, завораживающей композицией «Artio», раскрывающей вокал Фабьен во всей её красе. Вся толпа, которая в дальнейшем будет бесноваться и сходить с ума, – замерла в состоянии, похожем на транс, завороженная до мурашек чистым голосом.
После этого группа начала постепенно грамотно выводить поклонников из этого состояния — сначала энергичной, но не агрессивной «Epona», а после и «Quoth the Raven», в которой снова до восхищения гармонично сочетались такие контрастные голоса Кригеля и Фабьен. И следующая песня «The Call Of The Mountains» была исполнена полностью под предводительством новой вокалистки. Вот где зрители смогли в полной мере доказать, что принимают Фабьен, что было важным моментом всего концерта. И прекрасные «A Rose For Epona» и «Alesia» оценочному взгляду уже не подвергались – всем было без доказательств ясно, что вокалистка на своём месте и украшает собой коллектив, оставалось только слушать, наслаждаться и слаженно благодарить овациями.
Но вскоре пришло время энергичных песен с рычащим голосом Кригеля и с предельной скоростью, в которой только могут сосуществовать на одной сцене волынка, вистл, мандолина, мандола, лира, скрипки, боуран и кельтская арфа. Пришло время сумасшествия под «Tegernakô», «Kingdom Come Undone», «Havoc» и «Helvetios». На этих песня пол вибрировал от того, как в середине зала устраивали слэм, прыгали, и по просьбе вокалиста устроили «сёркл пит» — лучшие способы поделиться своей энергетикой с группой и сбросить все ненужные, лишние эмоции, которые будут давить на плечи за стенами клуба и вдали от этого вечера. Завершили эту прекрасную концертную магическую сказку великолепной «Rebirth» и такой долгожданной «Inis Mona», название которой зал скандировал ещё до ухода группы за кулисы перед двумя песнями на бис.
Но вот тут, к сожалению, не обошлось без негативных моментов. Хотя группа хвалила зал именно на “Inis Mona», поклонникам похвастаться было совершенно нечем, кроме, пожалуй, действительно энергичной отдачи в виде вздымания рук и прыжков. Зал так ждал, так скандировал название композиции, и никто даже не думал, что в момент, когда группа приглушит свои инструменты, а Кригель укажет на зал в характерном жесте: «Пойте» — зал внезапно синхронно перепутает строчки припева, и споёт первые две строки из четырёх два раза. Учитывая, сколько раз в очереди на концерт прозвучало название этой песни в роли любимой композиции, было странно услышать такой внезапный провал.
Но кроме этого момента публика была на высоте – об этом говорили смущённые улыбки Фабьен и гордые, будто у полководца, взгляды Кригеля. Так что, даже несмотря на ошибки поклонников под конец выступления, всё прошло на высоте, и фанаты приняли группу с таким теплом и на таком благодарном подъёме, что коллектив совершено явно был полон эмоций не менее, чем каждый хлопающий в ладони при прощании слушатель. Совсем не хотелось фанатам отпускать от себя музыкантов и эту кельтскую, неповторимую атмосферу, которую привезли с собой швейцарцы. Но своим большим туром по России и Украине, включающим четырнадцать городов, Eluveitie явно дали понять, что им дорога наша атмосфера, и что они ещё точно вернутся. Желательно, конечно, чтобы участники коллектива больше не менялись так резко, и чтобы группа вернулась к нам с новым альбомом, с новым большим туром – большой крепкой музыкальной семьёй, которую российские поклонники всегда будут рады видеть.