13 мая с праздничным настроением в Санкт-Петербург ворвались долгожданные финны – Amorphis. Год назад музыканты посещали Северную столицу, презентуя свой альбом «Under the Red Cloud», а в 2017 решили вернуться к своим корням, задействовав альбомы «Tales From The Thousand Lakes» и «Elegy». Но главный подарок заключался совсем не в этом. Причиной возвращения в Россию стал альбом «Eclipse», которому в этом году исполнилось 10 лет. И множество поклонников хотели попасть на концерт, где этот альбом прозвучит вживую целиком.
В этот весенний вечер публику разогревали итальянцы «Heretic’s Dream». В большинстве случаев коллективы с женским вокалом не могут в достаточной мере «растопить» хладнокровие зала (если это, конечно, не виновники торжества), но в этот день всё было иначе. Вокал часто заглушали ревущие гитары, экспрессивные ударные и громкие клавишные, но энергетика у группы замечательная, и было видно, что их творчество — от души. А ещё подкупило желание вокалистки коллектива пообщаться с залом. Сначала это был английский вперемешку с итальянским, а уже после – русский. Удивительно было наблюдать совершенно детскую радость девушки, у которой получилось передать на чужом языке свои эмоции от этого выступления. Зал был рад поддерживать коллектив, и ни в коем случае не думал обижать их невниманием в ожидании главной группы. Итальянцы действительно разогрели зал, и глаза уже были готовы к яркому свету, уши – к громкому звуку, а разум и сердце — к Amorphis.
Финны были пунктуальны. Ровно в девять свет на сцене погас… как только первый взрыв приветственного крика затих в ожидании выхода на сцену любимых музыкантов, зал захлестнуло новыми эмоциями – каждый, увидев группу, понял, как скучал, несмотря на то, что группа оставила Северную Столицу всего на какой-то год. Скучали по ним и по старому творчеству. Всё-таки российская публика отличается консерватизмом, и старое-доброе, уже полюбившееся, ближе сердцу, чем новое. Этим можно объяснить и такой горячий приём финнов, и полностью заполненный в этот раз зал.
В группе сменился басист. А точнее, всё вернулось «на круги своя» с возвращением первого басиста: Олли-Пекка Лайне заменил Никласа Этелявуори, который покинул группу из-за неодобрения методов работы менеджмента. И как бы за все годы поклонники ни полюбили Никласа, нового-старого басиста встретили с невероятным энтузиазмом, а тот так гармонично смотрелся на сцене, так самозабвенно играл, что не принять его вновь было бы просто кощунством. Изменения коснулись и Томи Йоутсена, вокалиста группы. В прошлый раз он приезжал в Петербург уже без своих знаменитых дред, дав свободу своим настоящим, здоровым волосам. За год грива заметно подросла и при хедбэндинге смотрелась очень и очень внушительно!
Но вернёмся к музыке. Половина выступления была отведена под альбом «Eclipse», который группа привезла нам целиком, и сыграла его, не упустив ни одной композиции и даже не меняя их порядка. Настоящий подарок для ценителей творчества коллектива! Правда, зал «включился» только на второй песне: энергичная и лиричная одновременно «Two Moons» ввела зал в некий транс осознания происходящего, но уже на «House Of Sleep» включились все. Ранее в концертной практике эта композиция всегда была последней, закрывающей выступление, прощальной, но в этот раз всё было наоборот. И, конечно же, следующая экспрессивная и лиричная одновременно «Leaves Scar» раскрыла так полюбившиеся поклонникам контрастные вокальные данные Томи Йоутсена.
А между прочим, альбом «Eclipse» стал первым творением коллектива во главе с Томи, который десять лет назад завоёвывал признания у фанатов группы, показывая себя во всей красе. Всё выступление было пропитано этой ностальгической атмосферой, и зал поддерживал вокалиста, как будто в первый раз. Особенно это ощущалось на энергичных, экспрессивных песнях как «Perkele», «Brother Moon», которая является у Томи любимой композицией для фестивалей и концертов именно из-за ощутимой отдачи фанатов; «The Smoke», на которой мурашки носятся по телу из-за контраста между чистым вокалом и глубоким гроулом, напоминающим рычание огромного хищника. Но и лиричные композиции альбома без отклика не остались.
Сложно не проникнуться атмосферой сказочно тёмных «Born From Fire», «Under A Soil And Black Stone» «Same Flesh» и закрывающей альбом «Empty Opening». Эти песни будто вводят в транс и, чередуясь с экспрессией других композиций, создают как раз тот неповторимый стиль Amorphis, который весь соткан из контрастов и удивительных сочетаний. В продолжение концерта шесть песен поровну поделили между собой альбомы далёких 1994 и 1996 годов.
Второй альбом коллектива «Tales from the Thousand Lakes» целиком посвящён финскому народному эпосу «Калевала» и погружает нас в его атмосферу такими песнями как ««Into Hiding», где рассказывается о богатыре, который ищет укрытия от мести колдуньи Лоухи; совершенно неподражаемая «Drowned Maid», спетая как и в прошлом году Томи Йоутсеном вместе с Томи Койвусаари, и совершенно покорившая весь зал, рассказывающая о девушке, ищущей спасения от нежеланной женитьбы на дне морском; и «Black Winter Day», повествующая об острой тоске по дому. Удивительные, атмосферные песни прошлого, которые были возрождены на этом концерте, абсолютно покорили каждого из поклонников.
С альбома «Elegy» были исполнены «Better Unborn», энергичная «Against Windows» и «My Kantele», на которой Томи вышел со своим знаменитым тамбурином, от ударов которого, как он рассказывал в одном из интервью, у него вся нога обычно в синяках. И хотя на двух этих альбомах вокалистом был не Томи, а Паси Коскинен, на концерте ни на секунду не появилось ощущения «неправильности», потому что в треки вдохнули новую жизнь, потому что Йоутсен поёт их поразительно по-своему, наполняя определённым колоритом, хоть и исполнение у Томи далеко не такое грубое, как у Паси.
Кажется, этим вечером Amorphis порадовали всем, чем могли (правда, оставив «ни с чем» поклонников нового материала), и исполнили немало песен, но после выступления этой группы всегда остаётся чувство лёгкого голода. Слишком быстро пролетают часы с любимыми музыкантами, которые, к слову, хоть и любят Санкт-Петербург и Россию, но фотографироваться и раздавать автографы снова не вышли. Но группа отдала зрителям всё, что могла и отыграла со всей возможной энергией и любовью к залу.
Надеемся, что традиция приезжать раз в год так и останется с финнами, потому что в сентябре группа начнёт работу над новым альбомом. А значит, скоро у них снова появится повод вернуться. Пожелаем ребятам удачи и будем с нетерпением ждать и альбом, и новые концерты прекрасных Amorphis.
Фото — Галя Моисеева для Зал Ожидания ©