Акустический сейшн ПилОта в ДК Ленсовета

Pilot-22-03-19-024
«Пилот» не часто радует своих поклонников полноценными акустическими концертами. Несмотря на то, что в репертуаре коллектива очень много лирических песен под гитару, чаще всего их можно услышать разве ...

«Пилот» не часто радует своих поклонников полноценными акустическими концертами. Несмотря на то, что в репертуаре коллектива очень много лирических песен под гитару, чаще всего их можно услышать разве что на квартирниках, которые регулярно устраивает основатель и лидер группы Илья «Чёрт» Кнабенгоф.

И вот, в пятницу, 22 марта, в петербургском ДК им. Ленсовета «Пилоты» впервые за много лет наконец-то представили свою новую акустическую программу в формате музыкально-театрализованного шоу.

Подробности в репортаже Михаила Прошутинского и Елены Богачевой.

Квартирник в Ленсовета

Лето, сегодня сейшн в Ленсовета,
Там будет то и будет это,
А не сходить ли мне туда, да-да-да.

Майк Науменко «Лето»
(группа Зоопарк, песня для Виктора Цоя)

ДК им. Ленсовета. После долгих криков «Ещё! Ещё!» музыканты выходят на бис. Рома Чуйков проверяет строй гитары, Стасики Маркофф вешает на плечо бас, Николай Лысов берёт в руки барабанные палочки, а Илья Чёрт выдёргивает со стойки микрофон и громко кричит в него:

Рваные кеды по первому снегу
В драных носках да по талому льду
Голой ногой по живому асфальту
И восемь километров по дороге!

Под громкие аккорды зрители вскакивают с кресел и бегут толпой поближе к сцене. Охранники уже больше не могут усадить всех обратно по своим местам. Все прыгают и подпевают давно заученные строчки «Сибири». Так 4 октября 2002 года закончилась презентация альбома «Джоконда».

Когда-то очень давно, когда мне было семнадцать лет, я фанател от группы «Пилот». Я знал на гитаре все их песни и не пропускал ни одного концерта в Питере. Я носил джинсы с пятнами от отбеливателя, футболку с надписью «Контроль», чёрную кожаную куртку, жёлтый шарф, ботинки-говнодавы и ставил волосы торчком, подражая лидеру группы Илье Чёрту. После альбома «Джоконда» интерес к группе начал постепенно гаснуть. Я надеялся, что альбом экспериментальный, и парни снова начнут сочинять песни как раньше. Но альбом «Рыба, Крот и Свинья» окончательно развеял все иллюзии, показав, что любимая группа уже никогда не станет прежней. Тогда я переключился на другую музыку, и группа «Пилот» практически целиком выпала из моего поля зрения более чем на десять лет. Так что после презентации альбома «Рыба, Крот и Свинья» следующим для меня стал концерт с программой «#пилотуженетот»[1].

Кстати, альбом «Рыба, Крот и Свинья» вышел пятнадцать лет назад [2], в честь чего команда устраивает большой гастрольный тур по России [3]. Но до Питера он доберётся ещё только осенью 2019 года. А сейчас я хочу рассказать про другой концерт: акустический, редкий, можно сказать, уникальный в своём роде и удивительный.

Последний раз мне довелось побывать на полноценной акустике «Пилота» в далёком 2003 году. Концерт, названный «Квартирником», состоялся всё в том же ДК им. Ленсовета. К сожалению, я уже мало что помню с того выступления. А личный дневник хранит только корешки от билетов и короткую запись: «Концерт был шикарный. Особенно понравилось театрализованное шоу. Уютные декорации создавали обстановку квартиры, музыканты выступали в домашнем виде, а актёры ставили сценки в жанре пантомимы». Если вкратце, то примерно так же проходил и нынешний концерт. И в принципе, сейчас можно было бы не писать развёрнутые репортаж, а просто повторить запись из дневника и на этом остановиться, но читатель вряд ли останется доволен таким фокусом. Поэтому опишу, как всё прошло в деталях и красках.

Цирк-шапито

На часах начало девятого вечера. В зале уже полно народу, и стоит привычный гул. Но посетители всё прибывают и прибывают, рассаживаясь по местам в партере и на бельэтаже согласно приобретённым билетам. У самой сцены организаторы устроили фан-зону со стоячими местами и даже разрешили особо отчаянным поклонникам спуститься в оркестровою яму.

В отличие от полноценного электрического концерта для музыкально-театрализованного шоу необходимо было обеспечить особую атмосферу с просторным помещением, удобными сидячими местами и спокойным ровным светом. Поэтому специально для весенней акустики был выбран не привычный клуб вроде «А2» или «Космонавт», а старая добрая и проверенная временем площадка ДК им. Ленсовета.

И вот в половину девятого вечера свет в зале начал медленно гаснуть, предвещая начало концерта-спектакля, и под громкие аплодисменты зрителей на сцену вышли артисты.

Илья Чёрт сел на стул, взял в руки гитару, подвинул к себе микрофон, поприветствовал собравшихся и произнёс кратенькую вступительную речь:

– Подобный концерт мы вживую играем примерно раз в десять лет. Мы не очень склонны к акустике, но тем не менее раз в десять лет мы собираем такой вот цирк-шапито. Очень нам нравится работать с театром, с актёрами, которые сегодня на сцене. И мы сегодня в расширенном составе. С нами вместе играют ещё приглашённые музыканты, с которыми мы, честно говоря, за последние месяцы репетиций очень сильно сдружились. Нам очень комфортно вместе и хорошо. И прямо даже не знаем, что будем делать дальше без них.

На помощь основному экипажу «Пилотов», состоящему из командира Ильи Чёрта, бас-гитариста Сергея Вырвича, гитариста Андрея Казаченко и ударника Никиты Белозёрова, пришли альтист Тимофей Убогих, флейтистка Ангелина Дортман и перкуссионист Юнески Руиз, добавившие к палитре тонов музыкальных аранжировок несколько ярких и сочных красок.

Да и основной состав группы «Пилот» немного удивил выбором музыкальных инструментов. К примеру, Андрей Казаченко периодически откладывал в сторону гитару и брал в руки аккордеон. А Илья Чёрт, отыграв весь концерт на акустической гитаре, в конце выступления неожиданно исполнил соло к песне «Блюз чих-пых» на губной гармошке.


Но акустика «Пилота» – это не только песни под гитару. Выступление, как и раньше, сопровождалось театрализованными постановками в жанре пантомимы. Одновременно вместе с музыкантами на сцене присутствовали также четыре актёра театра «ОН». Константин Лисс исполнил роли бомжа и доктора. Татьяна Егорова сыграла тётку в домашнем халате с бигуди на голове. Евгений Ноздрин выступил в роли дворника, расхаживающего по сцене с метлой в руках, в шапке-ушанке и с большими усами. Он же был туристом. Роль собаки досталась Кириллу Макарову. А режиссёр-постановщик Ольга Иванова сыграла кошку.

– Мы попробуем сегодня представить вам то, что многие люди видели десять лет назад, если я не ошибаюсь. Многие на том концерте не были, когда мы показывали программу «Сансара нашего двора». Но нечто подобное. Всё-таки мы за десять лет много в чём преуспели, научились и так далее. Поэтому мы все в обновлённой такой форме. И как говорил Майк Науменко: «Сегодня сейшн в Ленсовета».

К слову, акустический концерт с программой «Сансара нашего двора», или как его тогда назвали «Квартирник 2», о котором упомянул Илья, состоялся 1 октября 2005 года в ДС «Юбилейный». И если это и есть предыдущая полноформатная акустика группы, то было это не десять, а уже почти пятнадцать лет назад. Концерт был записан на видео и вышел официально на DVD [4]. Сейчас он залит на Youtube и доступен для свободного просмотра:

Кстати, на нынешней акустике также велась видеосъёмка. Так что для тех, кто не смог побывать на концерте лично и увидеть всё своими собственными глазами, скоро появится возможность хотя бы посмотреть выступление в записи.

Картирник или театральник?

«Весь мир — театр.
В нём женщины, мужчины — все актёры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль».

Вильям Шекспир

После вступительной речи концерт открылся коротенькой мягкой песней «Относительность» с альбома аж 2006 года под названием «Ч/Б», а продолжился песней «Счастье чужое» с пластинки «Осень», выпущенной в 2011 году. Между песнями Илья прочитал ироничное философское стихотворение «Два стула – три задницы» со сборника «Аудиостихия-2», увидевшего свет в 2015 году.

Помимо него Илья читал между песнями и другие стихи собственного сочинения, вошедшие в обе части сборников «Аудиостихия», а именно: «Кайф поэта», «Телефонист», «Обратный отсчёт», «Странная жизнь» и «Жопа». Последний шедевр поэзии вызвал у зрителей бурю положительных эмоций и смеха. Также перед песней «Джаз» Илья прочитал стихотворение Марии Бонштедт «Ушельцы», которое можно также услышать на альбоме «1 + 1 = 1», записанном в 2008 году.

В основную программу концерта в Петербурге, как и в Москве, вошло двадцать песен разных лет, начиная с первого альбома 1997 года под названием «Война (акустика)», представленного песнями «Джаз» и «Пешком по шпалам», и заканчивая прошлогодним, последним на данный момент, альбомом «Пандора», из которого музыканты исполнили песню «Заплати мной». Сет-лист представлял практически всю дискографию «Пилота» за двадцать два года существования. Неохваченными остались только альбомы «Содружество» и «Изолятор». Зато «Кукушка» и «Ч/Б» удостоились особого внимания. Обе пластинки были представлены аж тремя композициями. С диска «Кукушка» музыканты исполнили «Безвозврат», «Светлого пути» и, собственно, саму «Кукушку». А из «Ч/Б», кроме «Относительности», сыграли ещё «Деревенскую» и «Белую ночь». «Джоконда» отметилась «Небесами», а юбилейные «Рыба, Крот и Свинья» – балладой «Когда ты вернёшься».

Во время концерта прозвучали как редкие теперь композиции, например, «Гуру» и «Дом на реке», так и хиты группы, исполняемые на каждом концерте, но никогда не звучавшие в полностью акустической аранжировке, вроде «Сердце машины», «Нет вестей с небес» и «Сумасшедшим жить легко». В музыкальном плане новое звучание песен представляло из себя смешение стилей и жанров от фолка и реггей до блюза и вальса.

С полным сет-листом акустической программы можно ознакомиться в самом конце репортажа под галереей с фотографиями.

Но зато, в отличие от москвичей, петербургские зрители смогли насладиться полноценным шоу. Дело в том, что, сцена новенького клуба «Vegas City Hall», в стенах которого 15 марта проходил такой же московский концерт [5], не смогла вместить часть привезённых декораций. В то время как на просторной сцене старого советского ДК, оборудованного не только для концертов, но и для театральных постановок, «Пилоты» смогли реализовать все свои задумки и идеи. А помогали им в этом декораторы из Уфы, мастерски поработавшие над оформлением.

Сцена представляла из себя обычный питерский дворик в центре города. На стене одного из домов виднелась эмблема «Пилота» – милая рожица Military Jane. На верёвке сушились носки и шапка с символикой группы. Над домами висели бутафорские кучевые облака, сделанные будто из ваты.

Ещё одним важным элементом оформления стал большой круглый экран, висевший над сценой прямо по центру. Видеопроекции, которые показывали по нему, создавали ощущение, будто летишь в самолёте и смотришь в иллюминатор, из которого видно небо, горы, побережье моря с маяком, виды Петербурга с высоты птичьего полёта. А под песню «Нет вестей с небес» экран стал иллюминатором космической ракеты, из которой зрители могли насладиться видами Земли и рассмотреть кратеры других планет.

Иногда экран превращался в циферблат часов со стрелками, бегущими к «Семи часам утра», или в «Сердце машины» с дрожащими, медленно вращающимися зубчатыми колёсами с шипами внутрь, в центре которого пробивался яркий свет, чем-то напоминающий глаз робота Терминатора.

Но главной фишкой питерского концерта стало представление с актёрами.

По сюжету это были новеллы в жанре пантомимы по персонажам маленького двора. Они плавно перетекали из одной композиции в другую, стараясь отражать при этом дух каждой конкретной песни. Актёры появлялись на сцене и, стараясь не мешать музыкантам, разыгрывали сценки. То тётка ползала на карачках с тряпкой, мыла пол и гоняла собаку, чтобы не мешалась, то мужик с сачком ловил светлячков, то дворник с метлой подметал двор.

 

Особенно запомнились две сценки. В первой под песню «Светлого пути» тётка собирала вещи в чемодан своему мужу-дворнику, провожала его и обнимала на прощание. Но потом выяснилось, что он никуда не уехал, а встретил друга и ушёл с ним пить. И в конце она гоняла его пьяного платком, которым только что утирала слёзы.

После концерта режиссёр-постановщик Ольга Иванова пояснила смысл этой сценки так:

– Она его собирала, как все женщины: с надрывом, любовью, плачем. А ему… Он вернулся, может, забыл чего-то, может, просто так. И сразу всё из головы улетело: что, куда там его собирали, в какой путь. Но тётка скорее злится в финале от того, что она так переживала, плакала, прощалась как навсегда. А он вернулся через минуту как ни в чём не бывало, и сразу с другом за бутылочку. С другом на радостях выпить куда интереснее.

В общем, сценка о том, что порой мы не замечаем и не ценим той заботы, которой нас окружают любящие и близкие нам люди.

Ещё одна интересная миниатюра была под песню «Нет вестей с небес», в которой Кошка свернула газету в трубочку, как подзорную трубу, и пыталась что-то разглядеть в небе. Потом порвала её на мелкие клочки, взяла фонарик и начала им подавать сигналы в космос, во вселенную, к звёздам.

– Я сначала через эту газету смотрела в небо, – пояснила Ольга, – Но ничего не видела, и от досады начала её рвать. Но потом уже, совсем отчаявшись, я увидела фонарь. И это стало для меня лучиком надежды.

Сейчас же театр «ОН», вдохновившись работой с группой «Пилот», занимается подготовкой моноспектакля «Сказка о Прыгуне и Скользящем» по одноимённой книге Ильи «Чёрта» Кнабенгофа. Премьера состоится 26 Апреля в пространстве «ГОРОД» [6].

Закулисье

 Ближе к концу выступления перед песней «Смешная сестрёнка Лета» Илья Чёрт отложил на время гитару и обратился к зрителям:

– Мне сегодня обязательно хочется сказать спасибо именно за те песни, которые не моего авторства, а некоторых других людей. В том числе, огромное спасибо Юле Крысе, которая сегодня присутствует в зале. И хочется сказать огромное спасибо Саше за песню, которую мы сейчас сыграем, с которым мы очень много дружим. И который теперь ездит по монастырям и работает на радиостанции в Сосновом Бору. Спасибо вам большое.

Саша, а точнее Александр Махнач, он же Сантёр, известен многим любителям русского рока как певец и гитарист панк-группы «Юго-Запад», а также как автор и исполнитель большинства песен группы «Бивни», среди которых, например, неофициальный гимн фанатов «Зенита» под названием «Невский фронт». Лично я хоть и далёк от футбола, но даже мне у них нравится песня «Мешки».

Что же касается Юли «Крысы» Котельниковой, то поклонники «Пилота» прекрасно знают, что множество песен с альбомов «Война» и «Сказка о Прыгуне и Скользящем» появились именно благодаря её творческому таланту. Среди них «Джаз» и «Дом на реке», прозвучавшие во время нынешнего концерта, а также «Стаи», «Тюрьма», «Нас утро накажет» и многие другие.

Но кроме песен Юли Крысы и Сантёра в репертуаре группы «Пилот» присутствуют композиции и других авторов. К примеру, «Осень», «Пять пограничных состояний», «156-й» и некоторые другие написал Виталий Черножуков.

Немало песен для «Пилота» сочинил поэт и музыкант Фрол Жуков. За его авторством такие песни, как «Цыганщина», «$100», «Dead Мороз», «Осеннее пора» и «Укуси моё». Множество его стихов звучат в альбомах группы и на сольных пластинках Ильи Чёрта. А на диске «Ч/Б» можно даже услышать его голос в роли Эйнштейна. К несчастью, Фрол ушёл из жизни 30 октября 2009 года [7]. Но память о нём увековечена в дискографии «Пилота».

Ранее в интервью нашему журналу Илья Чёрт уже пояснял, почему он решил взять песни других авторов:

– Все трое [Юля Крысы, Виталий Черножуков, Фрол Жуков] являются моими близкими друзьями по жизни. Но я хочу заметить, что если вдруг появится совершенно неизвестный мне автор, и я услышу от него песню, которая западёт мне в душу, и он даст мне разрешение эту песню записать и исполнять, то я буду только рад. Я в данном случае руководствуюсь своим желанием не дать хорошим песням сгинуть в потоке времени. Есть песни, способные изменить многих людей к лучшему. И я не хочу, чтобы они погибли в безвестности. Когда я брал песни Юли, Виталика и Фрола для своего исполнения с их разрешения, все они трое были практически никому не известными авторами. И шансов, что их песни дойдут до широкой аудитории, практически не было. А я хотел, чтобы эти песни услышали многие, хотел, чтобы эти песни жили. Это единственная причина, по которой я это сделал. И буду делать впредь, если подобные песни ещё у кого-то найдутся.

Но и на этом ещё не всё. Даже любимую всеми «Сибирь» написал не Илья Чёрт, а экс-ударник и один из основателей группы «Смысловые галлюцинации» Владимир Бурдин. И называлась она «Восемь километров по дороге в Сибирь». Дело в том, что в Октябрьском районе Екатеринбурга по адресу улица Сибирский тракт, восьмой километр, корпус 7А находится наркологическое отделение Свердловской областной психиатрической больницы. Собственно, о ней и песня.

Восьмой километр Сибирского тракта

Расширение сознания
Любыми возможными способами
Вчера опять искали свободу

Чуть не превысили дозу
Закончить всё и начать опять
Я не могу остановиться
Я хочу продолжать

Психея «Поколение Ты»

К слову, тема психических расстройств и приводящих к ним наркотиков занимает особое место в репертуаре группы «Пилот». Ей посвящено множество песен, среди которых «Жёлтый дом», «Сумасшедший», «Два наркомана» и «Альтернативный новый год». Я уже не говорю, про альбом «Изолятор», целиком посвящённый психоневрологическим заболеваниям. Помимо песен, написанных друзьями Ильи Чёрта в разное время, пластинка содержит тринадцать треков с реальными монологами душевнобольных, записанными в психиатрических клиниках СССР в начале 60-х годов [8] [9].

Надо ещё отметить, что группа «Пилот» появилась во второй половине девяностых, когда нашу страну охватила настоящая эпидемия наркомании. Шприцы, валяющиеся вдоль дорог и во дворах на детских площадках; подростки, нюхающие клей из пакетов в подземных переходах и подъездах домов; пустые упаковки из-под Димедрола, Феназепама и других таблеток, принимаемых, так сказать, не по назначению врачей – всё это было привычной картиной в те годы.

Представить себе, что творилось в девяностые в Питере, можно, например, прочитав книгу Ильи Стогова «Грешники», состоящей из интервью со звёздами отечественного рока [10].

Вот несколько отрывков из неё:

Продюсер Илья Бортнюк: «В стране бушевала психоделическая революция. В советское время наркотиков, понятно, не было. Сейчас ты можешь употреблять или не употреблять. А психоделическая революция – это когда употребляли все» [11].

Михаил «Горшок» Горшенёв: «Про наркотики мои родители узнали очень поздно. Я не хотел, чтобы их это коснулось. Просто пришёл момент, когда не видеть, что происходит, было уже невозможно. Я дошёл совсем до ручки. Именно родителям приходилось вытаскивать меня с того света. Я отлёживался у них на квартире, но потом возвращался к приятелям, и всё начиналось сначала. Я бы отдал всё на свете, лишь бы мои родители об этом не знали. Но они знали. Чтобы я хоть как-то пришёл в форму, иногда они определяли меня в психушку. Метод лечения от наркотиков там один: тебя на неделю привязывают к кровати, и разбирайся со своим внутренним миром как хочешь» [12].

Признаюсь честно, я не знаю ни одного музыканта, который мог бы лестно отозваться о творчестве Ильи Стогова. И Илья Чёрт, фигурирующий на страницах этой книги, не является исключением.

Если кратко, то Стогов просто попытался сыграть на скандальности материала. Выражаясь современным языком, он просто захотел хайпануть. Но вместо этого сам приобрёл дурную славу.

Так что верить на слово всему, что написано в «Грешниках» не стоит. Тем не менее в интервью для Нижегородской студенческой газеты «Н@ше Время в Нижнем» в 2006 году Илья Чёрт высказался о книге так [13]:

– Буквально неделю назад прочитал книгу Ильи Стогова » Грешники». Я могу сказать, что я ожидал от него более худшего, потому что то, что я видел до книги, мне не очень понравилось. А, прочитав эту книгу, я действительно был впечатлён, Стогов умудрился, не будучи в этой среде, описать её очень точно.

А если учесть, что в Питере на жаргоне «пилотами» называли наркоманов со стажем, употребляющих определённые психоделические наркотики, умеющих качественно и конкретно «улететь» и другим помочь, то и название коллектива, в принципе, можно догадаться, откуда взялось. Так что, надеюсь, строчки…

Спалившие мозги пилоты
Шире шаг! Все 10 пальцев
Собой закрыли небеса
Над ними — ветер, под ними ты!
Беги! Беги!!!

…из песни «Химия» для многих, кто не знал, теперь станут немного понятнее.

В общем, зря Монеточка иронизировала на тему того, что в девяностые убивали людей. Тогда люди и сами себя неплохо убивали. А некоторые продолжают и сейчас успешно этим заниматься. Поэтому можно смело утверждать, что песни из раннего творчества «Пилота» достаточно точно отражали тогдашнюю действительность и безусловно находили отклик в сердцах как тех, кто понимал смысл песен по личному опыту, так и тех, кто всё это с ужасом наблюдал со стороны.

Но девяностые закончились. Вместе с ними ушла и повальная наркомания. Те, кто остался жив и окончательно не свихнулся, взялись за голову и принялись восстанавливать здоровье. К примеру, Илья Чёрт завязал со старыми вредными привычками, занялся йогой, медитацией и духовными практиками. А нынешний «Пилот» стал регулярным участником фестиваля «Рок против наркотиков».

В мировой музыкальной среде тенденция тоже переломилась в пользу здорового образа жизни. В качестве иллюстрации можно посмотреть подборку из десяти музыкантов, завязавших с наркотиками, подготовленную нашими коллегами из журнала «Роккульт» [14]. К тому же не так давно видеоблогер Виктор Викторов на своём канале «PMTV Channel» выпустил ролик «Рок-н-ролльная чушь», наглядно показывающий, что нынешняя музыка отошла от своего легендарного слогана «Sex, drugs & rock’n’roll» [15].

Остаётся лишь надеяться, что такое больше никогда не повторится.

Детский утренник

Куда уходит детство,
В какие города
И где найти нам средство
Чтоб вновь попасть туда
Оно уйдет неслышно
Пока весь город спит
И писем не напишет
И вряд ли позвонит…

Леонид Дербенёв

Основную программу завершили две весёлые песни: «Сумасшедшим жить легко» с пластинки «13» 2013 года и «Блюз Чих-Пых» с сольного альбома Ильи Чёрта «Детство», выпущенного им в далёком 2003 году.

Под «Сумасшедшим жить легко» актёры устроили на сцене натуральную Палату №6. Доктор в белом халате сначала ловил душевнобольных людей, уводил их под белы рученьки за кулисы, а потом, видимо, сам тронулся умом и начал плясать с кошкой и собакой. В это время на экране сначала крутилось какое-то непонятное абстрактное изображение, но к концу действия камера отъехала подальше, и зрители увидели полную картинку в виде маски клоуна. В конце песни Илья Чёрт начал махать руками из стороны в сторону, а зрители – повторять за ним.


Ну а во время исполнения «Блюза Чих-Пых» веселье достигло своей кульминационной точки. Сварливая жена ругала мужа за пьянство, но потом плюнула и решила выпить вместе с ним. К мужу пришёл его друг и начал приставать то к кошке, спавшей в углу, то к жене. Но в конце всё закончилось танцами и попойкой, сопровождающейся криками Ильи Чёрта: «И ещё по 50! И ещё по 50!»

Но несмотря на весь бедлам, творящийся на сцене под строчки «Как выпить так сегодня, чтобы завтра всё чих-пых соображала голова…», неожиданной концовкой песни стал отрывок из «Серенады Трубодура» (Луч солнца золотого), звучавший в старом советском мультфильме «Бременские музыканты». А пока музыканты и актёры покидали сцену, как ещё один привет из детства в колонках зазвучала фонограмма песни «Крейсер Аврора» из мультфильма «Аврора» в исполнении детского хора:

Дремлет притихший северный город,
Низкое небо над головой
Что тебе снится, крейсер «Аврора»,
В час когда утро встаёт над Невой?

Но помимо прямых напоминаний о детстве через песни из старых мультфильмов были и другие намёки. Во время концерта артисты пускали в зал мыльные пузыри. Под песню «Когда ты вернёшься» на экран проецировалась чёрно-белая фотография отца с ребёнком. А под песню «Смешная сестрёнка Лета» на экране выводились видеозаписи с рисующими детьми. Не хватало только в самом начале выступления услышать фирменное «пилотовское» приветствие: «Йоханга, мальчишки и девчонки!» Тогда бы картина ностальгии по безвозвратно ушедшему детству была бы полной.


Сцена опустела, но никто не спешил расходиться. Зрители начали хлопать и кричать: «Ещё! Ещё! Ещё!» и созвучное ему «Пилот! Пилот! Пилот!».

Спустя несколько минут артисты в полном составе под громкие аплодисменты и радостные крики поклонников вновь вышли на сцену, Илья Чёрт взял в руки микрофон и в очередной раз обратился к зрителям:

– Спасибо вам, друзья! Спасибо. Нам очень приятно играть в родном городе перед людьми, которых мы видим каждый день на улице, в маршрутке, трамвае или метро. Очень приятно вас видеть здесь.

Перед тем как мы покинем сцену, я хотел бы вас всех познакомить с прекрасными ребятами, которые делали весь этот концерт сегодня для вас. Сергей Олегович Вырвич. Мы, честно говоря, хотели рядом с ним поставить маленький мангал и написать «шашлыки» или «шаверма». В следующий раз.

По рядам прокатился дружный смех.

– Нет, я должен не так представить. Будущий замминистра культуры Чувашии – Сергей Олегович Вырвич!

И когда аплодисменты стихли, Илья Чёрт продолжил представлять музыкантов, пока не дошёл до Ангелины Дортман:

– Вообще-то мы сегодня были поражены, потому что мы не знали. Ангелина сегодня пришла сюда в военной форме. К сожалению, ей запретили выходить на сцену в ней, но это было так круто! В погонах!

Во время выступления на Ангелине было синее платье и розовый фартук. Дополнением к своему сценическому образу служил цветной платок, который Ангелина вешала на флейту и махала им как флажком. На платке был изображён кот с ромашками. Как выяснилось позже – это её талисман уже последние десять лет.

– Звук сегодня на концерте – Николай Николаевич Циглер. Рядом с ним – художник по свету Андрей Владимирович Высоцкий. Рядом с ним – видеоинженер Сергей Кульков, который показывал нам сегодня прекрасные постановки на видео.

Мы хотим поблагодарить декораторов из города Уфа – Юлю и Диму, которые сделали эти прекрасные декорации. А также, конечно, театральную труппу прекрасных актёров театральной мастерской «ОН».

Так, где-то у нас там, наверное, за столиком притаилась компания из магазина «Фаршмаг», которая принесла последнюю линию одежды от группы «Пилот» зима-весна 2019. Книжечки, пластиночки, нижнее бельё и всё такое. Лыжи, ласты, что ещё у нас там?

И, конечно, да, мы должны представить самого главного человека, без которого всё было бы вообще напрасно и невозможно. Где наш замечательный техник сцены? Самый уважаемый наш серый кардинал? Фёдор Михайлович Шабалин – человек-невидимка.

Ну и, конечно, сегодня редкий случай, когда мы можем в Питере представить двух человек, которые обычно всегда находятся в тени за сценой, и обычно не выходят после концерта на поклон. Во-первых, это наша пресс-атташе Лана Балахматова. Спасибо ей огромное за то, что она с нами связывается. Все материалы в интернете, газеты и журналы – это всё она. Спасибо ей огромное.

И безусловно самый обаятельный в Советском Союзе замечательный наш импресарио – Даниил Алексеевич Петровский. Можно его на сцену? Благодаря ему всё и случилось. Именно он настоял сделать эту программу.

Последним представили Илью Чёрта с главным инструментом – губной гармошкой, после чего зрительный зал вновь погрузился в бурные овации. Когда аплодисменты немного стихли, Илья Чёрт объявил, что осенью в Питере состоится концерт в честь пятнадцатилетия альбома «Рыба, Крот и Свинья», или как его сокращённо называют «РКС», и в конце своей речи ещё раз поблагодарил всех пришедших:

– Спасибо вам огромное, что вы сегодня потратили на нас этот прекрасный вечер. Надеюсь, что всем вам понравилось. Мне – очень.

На бис музыканты сыграли «Сибирь», но не в классическом виде, а переработав её полностью под акустические инструменты. Прозвучала она так же непривычно, как и все другие песни. Но при этом акустический вариант «Сибири» не потерял ни капли того драйва, с которым она обычно звучит в электричестве. Нет, зрители в этот раз не бежали сломя голову к сцене, отпихивая от себя охранников, пытающихся усадить их обратно на места. Но и усидеть на месте уже никто не мог. Встали даже зрители, сидевшие на бельэтаже.

И даже когда группа, доиграв последнюю песню, ушла за кулисы, на сцене опустился занавес и в зрительном зале включился общий свет, впечатлённые зрители всё равно не спешили по домам. И только когда вежливые бабушки строго начали просить всех покинуть зал, народ начал потихоньку с неохотой тянуться в сторону выхода.

Пока я шёл в гардероб за курткой и прокручивал в голове воспоминания о концерте, вдруг осознал, что Илья Чёрт в некоторых песнях, которые прозвучали во время концерта, выкинул крепкие словечки. В тексте «Гуру» «конец» оказался какой-то слишком мягкий. Да и стена из «Сибири» потеряла свои пять букв. И в этот момент мне почему-то вспомнился случай с презентации «Джоконды». Когда, отыграв основную программу, музыканты вышли на бис к своим поклонникам, требовавшим сыграть «Сибирь», Илья Чёрт спросил, попытавшись пристыдить собравшихся:

– Вы хотите, чтобы мы её сыграли, потому что там мат есть?

Семнадцать лет спустя, могу ответить честно: нет, Илья, просто песня хорошая. Жизненная.

 

Фото Елена Богачева ©

Текст – Михаил Parachute Прошутинский ©

Редакция портала выражает благодарность ДК им. Ленсовета, группе «ПилОт»,
театру «ОН» и лично Лане Балахматовой за предоставленную аккредитацию.

Не забывайте подписываться на наши новости ВКонтакте!

Сет-лист:




























Примечания:

1. Юрина Е. «Высший пилотаж. Группа «Пилот» порадовала питерских поклонников старыми хитами». // Rocktimes.ru. — 2015. — URL: http://rocktimes.ru/reviews/vysshijj-pilotazh-gruppa-pilot-poradovala-piterskikh-poklonnikov-starymi-khitami

2. Альбом «Рыба, Крот и Свинья» // Официальный сайт группы «Пилот» — 2004. — URL: http://pilot.spb.ru/Tvorchestvo/Audio/112

3. Анонс тура в честь юбилея альбома «Рыба, Крот и Свинья» // Официальный сайт группы «Пилот» — 2018. — URL: http://pilot.spb.ru/news24/postid/own_news/834

4. Пилот — Сансара нашего двора (DVD) // Магазин «ФАРШМАГ» — URL: https://farshmag.com/pilot-sansara-nashego-dvora/

5. Ступников Д. «Пилот» устроил в Москве акустический «цыганский шарабан» // KM.RU — 2019. — URL: http://www.km.ru/muzyka/2019/03/20/persony-i-sobytiya-v-mire-muzyki/841664-pilot-ustroil-v-moskve-akusticheskii-tsyga

6. Театр «ОН» представляет. Моноспектакль по одноименному произведению Ильи Кнабенгофа. «Сказка о Прыгуне и Скользящем» // TimePad — URL: https://teatr-on-events.timepad.ru/event/934181/

7. Скончался Фрол Жуков // NEWSmuz.com — 2019. — URL: https://newsmuz.com/news_5_17524.htm

8. Изолятор (альбом) – Пилот // Репродутор https://reproduktor.net/pilot-gruppa/albom-izolyator/

9. Шостак Г. ПИЛОТ — «Изолятор» // Наш НеФормат – 2016. — URL: http://www.nneformat.ru/reviews/?id=8609

10. Стогов И.  «Грешники» [роман] / Илья Стогоff. – СПб: Амфора. ТИД Амфора, 2006. – 286 с. – ISBN 5-367-00169-6

11. там же – С. 166

12. там же – С. 96, 97

13. Ромашка Катя (DaisyKate) «Черт с нами! Вернее, Илья Черт снова с нами!» // студенческая газета Н@ше Время в Нижнем – 2006. — URL: http://pilot.spb.ru/SMI/Publikatsii/CHert_s_nami!_Vernee_Ilya_CHert_snova_s_nami

14. Буланова Т. «10 рок-музыкантов, которые завязали с наркотиками» // Роккульт – 2016. – URL: http://rockcult.ru/po/n10-musicians-quitted-the-drugs/

15. Викторов В.В. «Рок-н-ролльная чушь» // PMTV Channel – 2018. – URL: https://youtu.be/KhIDWFQI_gU

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Автор: Михаил Прошутинский Смотреть все записи автора
Вы также можете Войти на сайт и оставить коментарий с вашего аккаунта соцсетей

Оставить комментарий