30 августа свой День рождения отметил фронтмен группы «Декабрь» Михаил Семёнов. От души поздравляем его и публикуем интервью, которое записали накануне — о поиске себя в жизни, об отношениях политики и рок-музыканта, о проблемах молодых артистов и записи нового альбома.
Вам исполняется 43 года. Но пока Вам 42, поэтому хотелось бы начать беседу с такого вопроса. Число «42» многие знают как «ответ на главный вопрос жизни, вселенной и всего такого» из книги Дугласа Адамса «Автостопом по галактике». Скажите, а какой вопрос является самым главным в жизни для Вас?
У меня нет вопросов к жизни. Я воспринимаю жизнь как дар и поэтому стараюсь прожить её так, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы. Стараюсь не погружаться с головой в проблемы человечества. Когда мне кажется, что я в тупике, я вспоминаю, что мы летим на куске камня во вселенной, и все проблемы кажутся уже не такими страшными. Что до моих 42-х, то, в целом, я доволен тем, как складывается моя жизнь. Конечно, очень многое всё ещё в мечтах, но в этом тоже есть свой кайф. Есть к чему стремиться.
Всё идёт по плану?
Если и по плану, то не моему.
И как, по-Вашему, всё устроено? Как у Шекспира: «вся жизнь – театр, а люди в нём актёры»? Или как в фильме «Матрица»: мы все живём в матрице, в неком подобии виртуальной реальности?
«Матрица» — крутое кино. Но мне кажется, человечество идёт по неправильному пути. Потому что того, что сейчас происходит в мире с тем количеством несправедливости и жестокости, не должно быть в хорошем мире. Значит, цивилизация развивается неправильно. Но как это изменить, я не знаю.
Стараюсь просто жить в мире с самим собой и с миром, воспитывать своих детей правильно, как мне это кажется. При этом понимаю — так как игра жёсткая и коварная, я должен своих детей к этому подготовить, чтобы они были добрыми, но не чересчур, чтобы могли, где надо увернуться, а где надо — врезать! Вот такая фигня.
Что бы Вы с высоты своего возраста могли сказать или посоветовать подрастающему поколению, как найти ответ на самый главный вопрос жизни?
Мне кажется, самое главное — это найти себя. Чтобы жизнь была в радость, нужно жить в мире с самим собой. Найти своё место, своё дело и делать его круто. И чем раньше получится это сделать, тем лучше. Я вот поздновато врубился.
А что бы Вы сказали себе 20-летнему?
Я не рефлексирую по поводу прошлого. Да, было много всего неприятного и куча каких-то проблем. Но мне нравится то состояние, в котором я сейчас, и то, кем я стал. А если что-то изменить, то, возможно, и я был бы другим.
Например, кинули меня как-то разок строители на 300 штук, и сейчас я объехал бы эту ситуацию, но благодаря тому, что это произошло, я практически обрёл новую специальность. Потому что мне пришлось делать всё самому. Я получил новые знания и колоссальный опыт. Так что сейчас сам могу дом построить. Поэтому себе 20-летнему я бы ничего не говорил, пусть всё остается как есть.
Пока я готовился к интервью и читал историю вашей группы, наткнулся на факт, который меня удивил: с 1999 по 2003 год группа Декабрь активно сотрудничала с Олегом Куваевым, жертвуя свои песни для мультпроекта «Масяня». Обожаю этот мультик, раньше с удовольствием смотрел каждую серию. Поэтому у меня такой вопрос: неужели песня «В небе ангелочки летают на цветочках…» ваша?
Нет, там всё было по-другому. Олег изначально позвал нас в мульт, который назывался «Контркультура», где герои сначала идут в Капеллу, Масяня слушает виолончель, офигевает от этого и бежит в клуб «Кефир», где колбасится под группу. Вот эта группа – это мы. И по легенде вроде в его жизни была такая история. Он пришёл в клуб «Молоко» после Капеллы, как раз когда мы там играли, и у него родился этот сценарий.
А дальше он начал выпускать Масяню на DVD, на VHS. Но так как в мультике «про ангелочков» была использована музыка «Muse», и получить от них разрешение было сложно, он стал их заменять русскими группами. И в одной из более поздних версий этих «ангелочков» он сначала наигрывает сам, а вот где начинается «колбаса» — это уже наш трек. После этого он использовал нашу музыку ещё в двух или трёх мультиках.
Поддерживаете ли Вы с ним связь до сих пор?
Мы не были близкими друзьями. Общались плотно только пока сотрудничали. Ну а потом он уехал в Израиль, и мы вообще не пересекались и не виделись 150 лет. Я слежу за тем, что он делает. Но мы не общаемся.
Есть ли планы поучаствовать ещё в подобных проектах? Например, в качестве авторов саундтреков?
Мы — с удовольствием. Мы можем и для кино музыку писать, и для игр компьютерных. Мне кажется, это тоже интересно.
В общем, за любой кипиш, кроме голодовки?
Да, любое движение — это разнообразие творческой деятельности.
На какой стадии новый альбом, который все ждут? И о чём он будет?
Мы тоже очень ждём этот альбом. Сочинены аранжировки, есть музыка, которую нужно наполнять словами, сейчас я активно этим занимаюсь. Ну и на запись понадобится какое-то время. Очень надеюсь, что ко дню рождения группы, к февралю, мы выпустим этот прекрасный новый альбом — эту долгоиграющую в прямом смысле слова пластинку.
В основном, песни будут о любви, о терзаниях внутреннего характера. Ну и впервые я хочу раскрыть байкерскую тему. Несмотря на то, что мы очень много играем на байк-фестивалях, у нас нет ни одной песни на эту тему. Решили исправиться.
С какими трудностями сталкиваетесь на пути к альбому?
Главная проблема — это время. Не хватает времени спокойно посидеть, посочинять, подумать, порепетировать. Очень много приходится тратить его на всякого рода организационные вопросы и на поиск денег.
Вернёмся к истории группы. На вашем официальном сайте повествование обрывается на том, что из-за проблем с наркотиками вы были вынуждены расстаться с барабанщиком Олегом Бондаренко, и на его место пришёл Степан Красавин. Насколько я знаю, у вас теперь к тому же новые басист и гитарист. А что-то ещё изменилось с тех пор, кроме состава? Я так понимаю, это было очень давно.
Нужно срочно обновить информацию на сайте… С того момента, как погиб Олег, состав несколько раз менялся. И в целом концепция концертного звука у нас изменилась. Сейчас в группе три гитары, бас и барабаны. Сегодняшний состав выглядит так: Игорь Юганов – гитара, Степан Красавин – барабаны, Денис Овраменко – бас-гитара, Иван Трушин – соло-гитара, я пою и играю на гитаре. Евгений «Jack Benzin» Трофимов – инженер нашего звука. Он занимается музыкальным продюсированием почти всех альбомов. Андрей Тимофеев – наш концертный звукорежиссёр.
Я слушаю вас достаточно давно, со времён «Аэробики» с Ильёй Чёртом. Музыка-то у вас тяжёлая была тогда…
Да, это как раз начало нашей радио-истории. Где-то 2003 год. А музыка и осталась тяжёлая. Возможно, мы стали более тягучими, и меньше стало хардкора. Но, если честно, я устал от хардкора. В нём очень мало возможности для музыки, а хочется делать музыку.
Люди ходят на концерты определённых групп, потому что знают, что там можно будет попрыгать…
У нас можно попрыгать. Но адские слэмеры к нам не ходят. «Колбаса», конечно, тоже есть, но не такая, как у «The Exploited» или «Slayer». Полтора часа долбёжки «унца-унца» — это не наш случай. Люди, которые ходили на нас ради «мяса», ушли от нас.
Да, всем большой привет. Ну, а что делать. Я считаю, мы имеем право меняться. Имеем право искать. Лично для меня самое страшное — это когда становится скучно от собственной музыки. Когда совсем нет развития. Обожаю «The Exploited», но понимаю, что 20 лет такую музыку я бы не смог играть. Безумно скучно. Я бы повесился просто.
От истории переходим к развитию и продвижению. Кто у вас занимается пиаром и организационными вопросами?
Всё, что касается музыкального развития группы, наших стилистических изменений, происходит само собой в процессе обсуждения и репетиций. То есть весь коллектив принимает в этом участие. Что до организационных вопросов, то выбор того или иного направления, пути, по которому мы пойдем, зависит от меня. И уже отталкиваясь от поставленных задач, я нахожу людей, которые могут помочь нам реализовать ту или иную идею и перейти на новую ступень. Мы полностью автономное творческое объединение. Можем быстро и эффективно решать все вопросы, связанные с изготовлением, продвижением и реализацией нашего музыкального материала. По сути, мы – это такой небольшой лейбл, который занимается только одной группой.
А «Капкан»? А «Бомба-Питер»?
Мы поработали с «Капканом» и, к сожалению, не получили того, что хотели. «Капкан» ограничивался только тем, что выпускал диски и мерч. Никакого серьёзного продвижения с их стороны не было, в какой-то момент они вообще на нас забили, и мы сразу от них ушли. С «Бомбой» мы сейчас сотрудничаем исключительно как с дистрибьютером музыки. Но они тоже не занимаются продвижением артиста.
Читал книгу Кушнира, и она начинается с того, что в каком-то 1990-м году парень с Дальнего Востока пытается впихнуть кассету «Мумия Тролля». Кушнир отмахивался от него, выкидывал кассету из окна, но парень всё равно её нёс и нёс. И так в начале 90-х появилась группа «Мумий Тролль». То есть это именно такое жёсткое продвижение «ну на, ну послушай, ну пожалуйста!»
Это знакомая ситуация. Я всегда так делал, всегда носил с собой диск или кассету. Да и сейчас по привычке до сих пор диск валяется в рюкзаке. Не знаю, сколько сотен кассет и дисков я раздал. И однажды такой диск сработал — например, с Ильёй Чёртом, который очень нам помог, и с Юрой Шевчуком. Оно работает, правда, пришлось подождать n-оe количество лет.
Плюс Илья Чёрт же делал ещё «Рок из Подворотен».
Это был его личный проект, мы к нему не имели никакого отношения. В своё время я просто дал ему диск послушать, после чего у нас с ним началась довольно серьёзная история творческих взаимоотношений, которая, собственно, меня и вывела в закулисье больших мероприятий, где всё уже зависело только от меня.
Как ни странно, но большая часть ребят, участвовавших в «Роке из Подворотен», так никуда и не пробились и играют до сих пор по малым клубам.
Проблема большинства ребят в том, что они считают, что им кто-то что-то должен, что они все такие гениальные, что их услышат и начнут с ними что-то делать, разыскивать их и вкладывать в них бабки. Но дело в том, что я, например, таких историй не знаю. Я довольно быстро понял, что никто никого не ищет, и никто не собирается вкладывать свои деньги в молодую группу. Людей, которые действительно что-то могут, не так много, и все они, как правило, работают уже с известными группами, и им этого вполне хватает. То есть чтобы их хоть как-то заинтересовать, ты должен сам уже прийти к каким-то серьёзным результатам. И тогда, может быть, с тобой поговорят, если ты, конечно, сам сможешь организовать эту встречу. Я очень много раз общался с нужными людьми по поводу возможного сотрудничества, и до сих пор готов к такой работе, но даже сейчас чего–то конкретного не слышу. В лучшем случае общие фразы. И именно поэтому нам приходится всё делать самим.
Что важнее: пиар в интернете или народная молва?
Всё важно! Песня, например, на радиостанции сама по себе без дополнительного интернет-движения, без концертов и мощнейшей движухи параллельно ничего не сделает. Есть примеры групп, песни которых звучат на радио, и ничего у них сделать не получается. А есть группы, которые без песен на радио становятся большими артистами.
Нужно одинаково мощно окучивать все сферы и направления. И не надеяться, что, сыграв на фестивале, ты будешь замечен, и всё, начнётся движение, раздастся тот самый звонок. К сожалению, это не так. Мы это проходили тоже. У нас были мощнейшие выступления на фестивалях, после которых ничего не происходило, если я не продолжал ломиться так же, как до этого.
Хочу подвести итог под этой темой: что посоветуете молодым артистам для продвижения своих коллективов, кроме того, чтобы не сидеть на попе ровно, а постоянно двигаться и не ждать, что их талант тут же оценят?
Я могу сказать одно: нужно очень сильно разобраться в себе, понять, что ты можешь, что ты из себя представляешь. Это одна из самых сложных вещей — научиться трезво оценивать своё творчество. Понять, к чему у тебя есть способности, а к чему нет.
Сейчас почти во всех сферах царство некомпетентности. Люди занимаются тем или иным делом и даже не пытаются в нём по-настоящему разобраться. Царит самодеятельность в худшем понимании этого слова. Это не значит, что музыкой можно заниматься только с музыкальным образованием, вовсе нет, — в любом вопросе можно разобраться самостоятельно, если этого захотеть. Хотя музыкальное образование очень даже помогает.
Но нужно понимать, что это долгий процесс — научиться играть на своих инструментах, научиться делать музыку, научиться слышать в себе прекрасное или ужасное. То есть отнестись к этому как к большому делу, как к запуску ракеты в космос, где каждый момент, казалось бы, даже самый невзрачный, влияет на то, полетит эта ракета или нет.
— Поручик Ржевский, у вас есть дети? — Да, десять. — Вы так любите детей? — Нет, но вот сам процесс…
Да, я, пожалуй, так и живу, — процессом!
Вот ещё один момент, кстати. Прежде чем заработать деньги, надо их потратить. А у нас очень многие говорят: «Вот когда музыка будет приносить деньги, тогда и куплю гитару хорошую». И у меня вопрос: «А как ты можешь, например, построить хороший дом, если у тебя херовые инструменты?» Ты должен купить хорошие инструменты, научиться ими пользоваться, и только тогда ты сможешь построить хороший дом. Так же и музыка. Если ты не вкладываешь в музыку свою энергию, силу и деньги, ничего не получится. И так в любом деле, не только в музыке.
Но это в том случае, если есть талант.
Талант — очень важная штука. Хотя есть примеры полнейших бездарей, которые создали успешную карьеру. Так что есть ещё случай и везение. В этом плане у нас аудитория очень неприхотливая. Зачастую люди оценивают артиста по каким угодно критериям, но только не по тому, насколько крутая у этого артиста музыка. На мой взгляд, у нас в рок-музыке сейчас просто засилье посредственности и серости.
Подытожим. Вывод такой же, как и в начале беседы был: надо в первую очередь занять своё место?
Это самое главное. Когда ты находишь своё дело, всё становится ясно и понятно. Ты попадаешь в пространство, где ты понимаешь, что происходит, даже интуитивно. Ты становишься как рыба в воде. Начинаешь читать между строк. Если говорить о музыке, ты уже воспринимаешь её не как набор звуков, а как что-то объёмное, как пластилин. Во всём же есть второй, третий план. Кто-то это видит, а кто-то нет. Это, мне кажется, и есть талант.
Я видел первые концерты группы «Порнофильмы» в Санкт-Петербурге. Первый – в «Грибоедове», второй – в «Цоколе», а следующий уже – в «Космонавте». Теперь «А2» собирают.
На мой взгляд, это пример как раз достаточно посредственной группы с точки зрения музыки. Но это модный жанр, модная тема текстов, с матерком, всё как надо.
Мы никогда не пытались быть модными. Просто стараемся сделать что-то особенное, что-то, что сможем сделать только мы. Мы не меняли наш стиль, потому что, например, в данный момент наш стиль не популярен. Но есть другой подход: всё время оценивать конъюнктуру и стараться в неё попасть. Сегодня модно красить ногти, — красим ногти. Чёлки должны быть уложены влево, — кладём влево. Сегодня — «ню-метал», завтра — «электронная танцевалка», послезавтра эта же группа, сменив название, уже играет «русский рок», над которым глумилась ещё пару лет назад.
«Порнофильмы» — прекрасная, наверное, группа, но для меня в этом нет музыки вообще, мне там нечего слушать. Меня это не вдохновляет и не цепляет. А вот, например, песня достаточно новой группы «ИМАНДРА» — «Сосредоточься» меня вставляет. Хотя большинство российских «ценителей рока» скорее всего не врубится в их музыку и уж тем более в тексты.
То есть Ваша позиция: делай что должен и будь что будет?
Позиция — делай то, что в кайф, на остальное пох*й.
Кстати, про позицию. В истории группы написано, что вы занимаете активную общественную позицию, участвуете в благотворительных акциях и концертах. При этом в одном из последних интервью я прочитал, что вы перестали участвовать в таких акциях.
Не то чтобы перестали. Просто стали более избирательными и бдительными. Так как действительно было несколько акций, после которых выяснялось, что это не благотворительная акция, а просто какой-то развод.
В чём ещё проявляется ваша общественная позиция?
Да просто в том, что она есть. И мы не боимся её высказывать.
Некоторые байкеры приезжают в детские дома, катают детей. Занимаетесь ли вы чем-то подобным?
Мы участвуем, если приглашают, сам я не организовываю такие мероприятия. Если меня приглашают, и если я могу прийти порадовать песнями детишек или ещё кого, то я с удовольствием это делаю всегда. Но если это делается по-серьёзке. Меня раздражает, когда идея благая, а организаторы относятся к этому по-принципу «да главное просто сделать». Если я трачу своё время и свои силы, я хочу, чтобы в этом мероприятии был смысл, чтобы это не было для пяти человек, для галочки какой-то. Я прошу от организаторов серьёзного отношения, ответственного. Чтобы была хорошая реклама и так далее. Некоторые думают, что это звёздная болезнь. Но я считаю, раз мы делаем дело, давайте сделаем его круто. Чтобы не 100 рублей собрали, а хотя бы 100 тысяч. А чтобы их собрать, нужно постараться. Должны быть хорошие группы, не должно быть какого-то шлака. Всё должно быть продуманно и профессионально!
Вопрос о недавних событиях. Группы «Сплин» и «Чайф» выступили на фестивале «Шашлык Live». Некоторые считают, что фестиваль был специально организован для того, чтобы переманить москвичей с центральных улиц, где происходили народные волнения. После выступления многие поклонники обеих групп осудили своих кумиров за участие в мероприятии и даже устроили им травлю в социальных сетях. Что Вы думаете об этом как музыкант?
Первый раз слышу об этом концерте. Но если бы нам предложили выступить на фестивале с таким прекрасным названием и в такой прекрасной компании, мы бы с удовольствием сыграли, кайфанули бы, рубанули року. И плевать, кто что скажет.
У нас тоже бывают концерты, после которых начинают гнать: «Вы же рок-музыканты, вы не имеете права играть на фестивалях, которые организовывает правительство того или иного города, вы должны быть против власти!» Но дело в том, что я занялся рок-музыкой, потому что хотел быть свободным. А выясняется, что я, будучи рок-музыкантом, не свободен, что если я рок-музыкант, значит, я обязательно должен выступать на митингах и всё время быть против власти, полиции, армии. А если я думаю по-другому, значит, мне заплатили. Есть музыка, а есть гражданская позиция, и я хочу играть вот такую музыку, петь вот такие слова и выступать там, где хочу.
Раз уж коснулись отношения политики и музыки. Как относитесь к участию военных представителей Министерства обороны в фестивале «Нашествие»?
На «Нашествии» мы не выступали уже давно, но это не связано с присутствием там военной техники. Лично я не вижу в этом ничего плохого. И не думаю, что организаторы фестиваля являются поклонниками этой идеи. Скорее всего, им сделали предложение, от которого они не могут отказаться. Думаю, сотрудничество с Минобороны помогает решить ряд важных, административных вопросов. Главное, что никого не забирают в армию насильно прямо с фестиваля. Так что всё нормально, ребят!
В вашем клипе «Всё нормально, ребят» парня как раз забирают в армию.
Он сам идёт, ты посмотри на него, он улыбается! Есть люди, которые хотят служить в армии, в этом нет ничего плохого. Я сам учился в академии имени Можайского и даже в какой-то момент хотел стать офицером. Что в этом плохого-то? Ну не хочешь ты – не служи, у нас сейчас жёсткого насилия нет вроде с этим.
Почему не сложилось стать офицером?
Понял, что не моя история. Я довольно много думал об этом. То есть всё было серьёзно.
В конце блиц-опрос в стиле Юры Дудя. Какие 3 отечественные рок-группы не стыдно посоветовать послушать?
Можно я больше трёх назову? Из относительно нового мне очень нравятся «Имандра», «Огнелёт», «Peter Pan the band», «Retox Me», «Борисов / Борисов». Из стареньких - «ДДТ» — одна из немногих «взрослых» групп, которые развиваются с годами, экспериментируют, пытаются всё время что-то новое делать. Может быть, оно не всегда цепляет, но, во всяком случае, это всегда интересно слушать. «Сплин» — хорошая группа. «ПТВП» – классная группа. «Гражданская оборона» обязательно в плэйлисте должна быть, Михаил Башаков тоже мне нравится.
Наверняка у Вас есть такие песни, которые Вы больше всего любите исполнять?
Новые песни — всегда самые любимые. Но нет такого, что какие-то песни, которые особенно нравятся людям, мне надоедает играть. Например, «Дубинушка», «Крапива», «Мы не оставим города свои». Когда ты чувствуешь, как людей прёт песня, можно её хоть сто раз сыграть. Если песню любят люди, то и я её люблю.
P.S. И ещё один вопрос бонусом: А парни действительно не плачут?
Да конечно плачут. Это очень плохо, когда они не плачут совсем. Кто-то плачет, потому что в кино собаку убили, кого-то сложнее разжалобить. Но все плачут. Ты тоже, я думаю, плачешь, куда без этого.
Беседовал Михаил Прошутинский
Фото — Анна Николаева
Редактор — Ульяна Варламова
Комментарии закрыты.