Константин Семин: «Предпочитаем держаться подальше от монстров. В первую очередь, от монстров рока»

Как известно, талантливый человек — талантлив во всём. Многие знают Константина Сёмина как журналиста, блогера, ведущего авторской программы «Агитация и пропаганда» на телеканале «Россия 24», автора документальных фильмов «Последний звонок«, «Биохимия предательства», «Планета Вавилон» и других. Но мало кто знает, что Константин ещё и музыкант, а также фронтмен группы «Джанни Родари», вместе с которой он и приехал в субботу, 28 апреля, в Петербург, чтобы выступить с сольным концертом в клубе «Fish Fabrique».

О новых, точнее хорошо забытых старых, гранях творчества Константина Сёмина читайте в интервью корреспондента RockTimes.ru Михаила Прошутинского.

Биография группы

В интернете слишком мало информации о вашей музыкальной деятельности. Любое упоминание о прошлых живых выступлениях преподносилось по принципу «это было давно и неправда», и вдруг реюнион. Возможно, я не очень внимательно следил за Вашими постами в блоге и соц.сетях, и поэтому сложилось такое ощущение, но всё же не могли бы Вы немного подробнее рассказать об истории группы?

С переменным успехом группа существует с осени 1998-го. Это примерно столько, сколько её участники знакомы друг с другом. За двадцать лет проект не раз впадал в кому, восставал из мёртвых и снова засыпал летаргическим сном. В современном виде он был реанимирован прошлой осенью. К тому моменту прошло примерно три года со дня нашей последней репетиции и четыре — с последнего концерта. Гитары покрылись пылью, провода — ржавчиной, примочки устарели, как, впрочем, и наши вкусы. То есть мы, в общем-то, уже смирились с мыслью о том, что больше никогда даже в шутку не вылезем на сцену. И вот тут внезапно появился наш барабанщик, Илья Ушенин, перед этим с головой ушедший в семейную жизнь, и предложил «тряхнуть стариной». Сказано — сделано. Через три-четыре месяца мы состыковали-таки свои рабочие графики и встретились на репетиционной базе. И тут же осознали, что напрасно посмеивались когда-то над бородачами из «ZZ-Top». Нет, исполнительский уровень 1998-го года восстановить удалось. Однако стало ясно, что без помощи нормальных музыкантов мы вряд ли сумеем заинтересовать кого-нибудь своим творчеством. Впрочем, и отступать было некуда. Так в состав коллектива были внесены косметические изменения. Слово за слово, аккорд за аккордом, и вот наш джинн в очередной раз нехотя выползает из бутылки…

Правильно ли я понимаю, что группа раньше называлась «Оба Мы», но потом Вы устроили голосование на своей страничке ВКонтакте и выбрали новое имя — «Джанни Родари»? Почему переименовались?

Действительно, ранее мы назывались «Оба — мы», а до того было ещё несколько вариантов. Мы не держались за брэнд, всегда старались соответствовать актуальному историческому моменту. Разве можно было назвать группу иначе, когда весь мир рукоплескал первому темнокожему президенту США, а на наших грешных просторах занималась заря Тандемократии и Перезагрузки? Мы не вкладываем в название какой-то особенный, сакральный смысл, как это делают настоящие рок-звёзды. Относимся к нему, как к одежде, из которой можно вырасти. Поэтому «Джанни Родари» в любой момент может превратиться во что-нибудь новое, более актуальное. Ну а лучший способ измерить такую актуальность — провести голосование. Общеизвестно, что народ не может ошибиться в выборе.

Расскажите, где и когда образовался первый коллектив?

Впервые группа собралась в августе 1998 года в Свердловске.

Кто стоял у истоков коллектива? Кому принадлежит честь создателя группы?

Группа была создана студентами журфака Уральского государственного университета. Большинство из них являются участниками группы и сегодня.

О чём пели раньше?

О том же. Добрая половина материала, которая исполняется сегодня на концертах, была написана в начале 2000-х. Нам очень близка древняя концепция «что вижу, о том пою».

В каком стиле/жанре играли?

В каком стиле могут играть люди, которые видят музыкальные инструменты пару раз в неделю в перерывах между работой и учёбой? Смекнув, что рамки эйсид-джаза, электро-фанка, грайнд-кора и дум-метала нам слишком тесны, мы разработали собственное направление. Оно получило название «экстремальный поп» (или сельскохозяйственный поп, т.е. сельпоп). Иногда мы называем себя музыкально-юмористической группировкой.

Кто вдохновлял? На каких «монстров рока» ориентировались (кроме Rage Against the Machine и Soundgarden)?

Предпочитаем держаться подальше от монстров. В первую очередь, от монстров рока.

Скажите, являетесь ли Вы лидером группы, выполняющим, так сказать, «руководящую и направляющую роль партии», или Вы скорее первый среди равных?

И то, и другое справедливо. Причём не только для фронтмена, но и для каждого участника группы.

Скажите, кто пишет тексты? Кто сочиняет музыку?

Автор всех текстов – Константин Сёмин, музыка – народная.

Многие знают Вас как известного российского журналиста. Кроме Вас, насколько мне известно, в группе ещё играл на барабанах журналист НТВ Илья Ушенин.

Илья Ушенин продолжает оставаться нашим основным барабанщиком. К сожалению, во время командировки в Сирию он попал под минометный обстрел и получил ранение.

Как здоровье Ильи? Оправился ли он после ранения? Когда он снова вернётся в группу?

Слава богу, жизнь вне опасности, и это главное. Но в настоящее время здоровье не позволяет Илье вновь сесть за ударную установку. Надеемся, через пару-тройку месяцев он вернётся в строй.

Есть ли ещё журналисты в группе кроме вас с Ильёй? Чем занимаются остальные участники группы, так сказать, в свободное от репетиций и выступлений время? Кем работают, если не секрет, конечно?

Все участники группы так или иначе связаны с информационной работой. Музыка никогда не была для нас основной деятельностью.

Творчество

В песне «Утекай» вы утверждаете, что не играете рок. Так а что же вы играете? Как можно охарактеризовать ваш нынешний стиль/жанр?

У нас нет патетики и пафоса, присущих большинству рокеров. Это не стиль или жанр, а скорее форма подачи, предполагающая пространство для иронии и самоиронии. Вдумчивый критик обратит внимание на использование в наших произведениях большого количества цитат и аллюзий, как текстовых, так и музыкальных. Впрочем, мы не относимся к музыке серьёзно, ведь мы никогда не стремились зарабатывать на этом. Поэтому мы не дорожим ни названием, ни текстами, ни музыкой. Нас всегда смешили попытки уральских групп переплюнуть Металлику в тейпинге, а Чили Пепперс в скорости слэпа, с очевидным прицелом на монетизацию того и другого. У группы никогда не было менеджера.

С развитием интернета и появлением сервисов типа iTunes или Яндекс.Музыка понятие «альбом» стало размытым. Проще выпускать синглы по мере готовности, чем долго работать над одной полноформатной пластинкой.

Хотелось бы возразить Вам, но нечем.

Скажите, альбому быть? Стоит ли ждать дебютной пластинки группы «Джанни Родари»?

Да, мы записали и выложили в нашей группе ВКонтакте семь песен. В альбоме будет 10-12.

А название уже готово?

Как и в случае с названием группы, вариантов масса. Выберем в последний момент. Возможно, опять привлечём подписчиков. В данный момент нравится «Он вам не Лимон». Возможно, через неделю появится другой фаворит.

Что станет «красной нитью» альбома, какая связующая идея?

Как говорили древние: «Если тебе вдруг показалось, что жизнь несправедлива, не делай страдальческое лицо, улыбнись и расслабься. Всегда может быть хуже». А если серьёзно, мы стараемся спровоцировать — с помощью скоморошничания и издёвки — не только движение тел в зале (что, впрочем, не кажется нам злом), но и движение мысли. Замечательный детский писатель Джанни Родари довольно точно сформулировал эти мысли в своих произведениях. К сожалению, то, что воспринималось нами, как весёлые сказки, сегодня всё чаще становится убийственно точным описанием окружающей нас действительности.

Если я не ошибаюсь, некоторые ваши песни (Мегавольт Чубайс, Аврора) были написаны давно, и исполнялись ранее на концертах уже не раз. Другие, к примеру, та же «Утекай», хоть актуализированы под современные реалии, но всё равно являются, так сказать, «старыми песнями о главном».

Так точно. Увы, за двадцать последних лет «главное» в общих чертах остаётся прежним. А наши лирические герои, даже постарев, никак не желают сходить со сцены.

Будут ли записаны другие старые песни, например, «Патрон»?

Насчёт «Патрона» есть такие планы. Но некоторые из старых песен мы бы очень хотели забыть. Даже заплатили бы за это.

О чём будут новые песни?

Жизнь сама подкидывает неплохие идеи. Посмотрите, сколько достойных людей в новом правительстве! Да оно само по себе — просто песня. Или вот, например, «Скрепы» – одна из последних – как Вам?

Отличный трек! Который день уже на повторе крутится.

К слову, ваши песни пока что можно только послушать ВКонтакте, но скачать без специальных программ их нельзя. Скажите, где простой смертный может легально скачать ваши песни, чтобы слушать их без подключения к интернету?

Мы не торопимся создавать возможность для скачивания песен до окончания работы над альбомом. Иначе зачем вообще он нужен? Кроме того, настойчивый слушатель всегда может найти способ заполучить то, что ему понравилось.

Кстати, почему так мало песен записано? Вы раньше только вживую играли и на студии не записывались?

У нас был опыт записи в студии в первый год существования группы. Трагический опыт. Так был сделан вывод о том, что ещё не выпущена студийная аппаратура, способная по-настоящему передать нашу неповторимую энергетику. С тех пор студии мы обходили за километр. Старались не оставлять следов.

Российскому обывателю Вы известны больше как журналист ВГТРК, ведущий программы «Агитация и пропаганда», автор документальных фильмов.

Не вижу здесь противоречия. У каждого человека есть свои слабости. Нашей общей слабостью является музыка. Просто ранее мы старались не выставлять это напоказ.

Тем не менее, как Вам удаётся совмещать журналистику с музыкальным творчеством?

То, что сегодня по недоразумению называют музыкой, не требует от музыканта никаких особых усилий. Иногда ему даже не нужно знать, как называются ноты. Или буквы. По-моему, современная рэп-сцена служит отличным доказательством актуальности принципа: каждый суслик — музыкант. Творить в такой среде — одно удовольствие. Любой изданный творцом звук, любое обронённое им слово обязательно превращаются в шедевр.

Влияет ли одно на другое, или эти ипостаси существуют как бы в параллельных вселенных?

Да, это абсолютно параллельные вселенные. Но поскольку они существуют внутри одного человека, их взаимопроникновение неизбежно.

«Политика партии»

В той же песне «Утекай» в явном виде присутствует отсылка к трекам двадцатилетней давности, а именно «Плюю я» группы Кирпичи и «Утекай» группы «Мумий Тролль». В серии статей «Рок-Лоботомия» Вы также «проезжались» по творчеству многих других культовых групп и музыкантов 90-х и 00-х, таких как Виктор Цой и группа «Кино», Юрий Шатунов и «Ласковый май». При этом Вы выделяли некоторых музыкантов или отдельные альбомы и песни, которые на Ваш взгляд отражали ту ушедшую эпоху, например, тех же «Кирпичей» с и их песней «Байка», «дядю Женю» Фёдорова из «Tequilajazzz» и их альбом «Вирус» и, конечно, своих «вечно молодых» земляков «Смысловые галлюцинации», особенно Сергея Бобунца.

Как Вы считаете, кого из музыкантов теперь можно назвать «героем нашего времени» как в хорошем, так и в обратном смысле?

Ольгу Бузову, рэпера Фараона, группу «Грибы», Лободу. Талантливые и смелые ребята. Как в хорошем, так и в обратном плане. Чтобы лучше понять, каковы наши музыкальные вкусы, вам придётся учесть, что ещё в 1999-м году мы не пропускали ни одного концерта группы «Демо», а в нашем репертуаре всегда находилось место не только для Ильи Лагутенко, но и для «Иванушек Интернэшнл», и для «Руки Вверх».

Думаю, у многих были кассеты этих непревзойдённых талантливых исполнителей, но мало кто в этом признается.

А как Вы думаете, есть ли на кого равняться молодёжи сегодня?

Если выбирать между Макаревичем и Дельфином, мы бы рекомендовали равняться на Пушкина. Впрочем, недавно нам попалось на глаза архивное выступление совсем юного Дельфина в программе «Акулы Пера» на канале ТВ-6. Так вот по сравнению с сегодняшними молодёжными авторитетами Дельфин образца 1997-го года и впрямь звучит практически, как Пушкин.

Появятся ли достойные примеры для подражания в будущем? Или идёт тенденция на вырождение?

Если у нас вырождается образование, культура, наука, промышленность, откуда взяться новым гениям? С другой стороны, по нашим наблюдениям, количество гениев в обществе обратно пропорционально количеству рэпперов. Недостатка в рэпперах страна не ощущает. Впрочем, это уже политический вопрос. А мы, вы ведь заметили, стараемся держаться от политики подальше.

Кстати, говорят, в новом альбоме Дельфина «442» как раз, наоборот, очень много политики.

Как я понял, в «Рок-лоботомии» Вы пытались показать не столько степень агитационного и пропагандистского влияния рок/поп музыки на жителей нашей страны, не столько её пагубность в деле разложения умов сограждан, сколько показать, что эта музыка стала идеологическим аккомпанементом к тому, что творилось со страной вообще, и в её экономическом базисе, в частности.

Совершенно верно. Хотя кое-кому и показалось, что вслед за депутатом Фёдоровым я попытался возложить ответственность за гибель СССР на Виктора Цоя. Аккомпанемент — это самое точное слово. Но ведь любое дело лучше и быстрее делается с песней. Вот русский рок и стал такой незатейливой, дурацкой песенкой, насвистывая которую себе под нос, мы увлеченно себя калечили. Отлично помню и серию концертов «Голосуй, или проиграешь», и Хакамаду на одном стадионе с «Чайфом», и многое-многое другое. Поп-музыка (а рок — это именно поп-музыка) всегда является пропагандой. И агитацией. Отрицать это может только наивный или неразвитый человек. Кстати, если уж говорить о том, куда мы можем прийти по этой дороге, то да будет вам известно, что новое поколение российских рокеров (по крайней мере, в столицах) уже практически не использует в своём творчестве русский язык. Ведь «английский — более музыкальный и коммерчески востребованный». Так они говорят. И ужасно даже не то, что таково предложение на музыкальном рынке. Ужасно то, что таким постепенно становится спрос

Тема, которую Вы затронули в цикле «Рок-лоботомия», бесконечно широкая. Будет ли продолжение? И если да, то кого из современных музыкантов Вы бы взяли в качестве «пациентов»?

Я завис на разделе «рэп». В силу отсутствия достаточных знаний по данному вопросу, пока продолжаю хранить молчание.

Есть ли у Вас идеи или мысли, как сломать эту тенденцию на идеологическое разложение и обратить влияние популярной и рок-музыки во благо?

Наша группа — это робкая попытка если не сломать тенденцию (кто мы, в конце концов, такие, чтобы что-то ломать?), то хотя бы подать пример другим группам, особенно в регионах. Побудить их отказаться от идолопоклонничества, выскочить из чужих фарватеров, вернуться в творчестве к темам и вопросам, по-настоящему волнующим аудиторию сегодня, но не находящим отражения в популярной музыке. А ещё нам очень хотелось бы сделать популярной иронию, сатиру — как художественный метод. Вот тогда это действительно стало бы похоже на агитпроп.

Несмотря на перерыв в музыкальной деятельности, Вы достаточно давно выступаете на сцене.

Вряд ли это можно поставить нам в заслугу.

Дружите ли вы с другими музыкальными коллективами или держитесь обособленно?

Мы всегда рады дружить, но пока не придумали, с кем.

Какие музыкальные коллективы вы можете назвать близкими вам по духу и идеологии?

Белорусские «Песняры». Лично я — большой поклонник творчества Александры Николаевны Пахмутовой (без шуток). Вообще очень люблю советскую эстраду. А так нам нравится практически любая музыка. Но недолго.

С кем бы хотели спеть вместе на одной сцене?

С Анатолием Борисовичем Чубайсом. Здесь не может быть двух мнений.

На чью песню хотели бы сделать кавер-версию?

До сих пор мы не сдерживали себя в подобных желаниях. Практически в каждой песне есть кавер-фрагмент. Где-то более очевидный, где-то менее. Так что скоро бы будем объявлять конкурс среди посетителей концертов «Угадай мелодию».

Обратная связь

Каким Вы видите своего слушателя?

Мы довольны тем, как выглядит наш сегодняшний слушатель. Это думающий и неравнодушный человек. Правда, иногда он хватается за сердце, когда слышит со сцены неприличные слова. В этот момент мы очень боимся его потерять. Но на каждом следующем концерте слушатель появляется снова. Причём всё чаще он приводит с собой ещё одного или двух слушателей.

Как относитесь к флэшмобам на концертах?

Прекрасно. Сами иногда балуемся этим.

Что вообще ждёте от зрителей, пришедших на ваш концерт?

Поддержки. Особенно в те минуты, когда что-то идёт не так: отключается гитара, ломается барабанная палочка или свистит микрофон. Мы — не профессионалы и без гуманного отношения аудитории легко можем потерять веру в себя. Надо отдать должное зрителям – они весьма терпеливы. За это мы всем очень благодарны.

Концерт в Ленинграде, в клубе «Fish Fabrique»

Вы ведь знаете, что клуб «Fish Fabrique» знаменит тем, что здесь когда-то начинала играть группа «Tequilajazzz» (у клуба и группы дни рождения в один день с разницей в год). Было ли какое-нибудь особенное ощущение от того, что Вы выступаете на той же площадке, где когда-то выступала группа, которую Вы любили слушать в молодости? Как Вам клуб вообще?

Конечно. Поэтому свой первый питерский концерт мы хотели сыграть именно на этой площадке. Кроме того, нас больше никуда не взяли. Эмоции остались самые положительные. Прежде всего, от тёплого приёма зрителей. Было ощущение, что мы все давно друг друга знаем.

«Fish Fabrique» уже не вмещает всех ваших питерских поклонников. Где собираетесь играть в следующий раз (будем надеяться, что следующий раз обязательно состоится)?

Если честно, мы рассчитывали на большой зал этого клуба. Но оказалось, что там выступают только популярные коллективы и профессиональные музыканты. Пришлось довольствоваться малым. Мы хотим в этом году ещё раз приехать в Ленинград. И, Вы правы, площадку надо искать побольше. Будем рады любым рекомендациям. Пишите в группу Вконтакте.

Как вам ленинградская публика? Есть ли отличия от московской? Говорят, москвичи более энергичны, а ленинградцы более сдержаны. Мы всё ещё культурная столица, или уже разницы нет?

Нам не показалось, что ленинградцы более сдержаны. Атмосфера была очень комфортной, ещё раз спасибо зрителям. Что касается столицы, разве это действительно имеет значение? Если культурной столицей назовут Нижний Тагил, что-то изменится в жизни ленинградцев? Кстати, Нижний Тагил мы тоже любим и уважаем.

Оправдались ли ожидания от прошедшего концерта?

Абсолютно. Жалеем лишь о том, что многим не хватило места в зале. Поверьте, это не наша вина.

Что Вы ждёте от следующего концерта?

Следующий концерт будет в московском клубе 16 тонн. Это очень хорошая площадка, поэтому мы максимально ответственно подходим к подготовке.

Спасибо большое за интервью. 

Беседовал Михаил Прошутинский

  Фото: личный архив Константина Сёмина

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Автор: Михаил Прошутинский Смотреть все записи автора
Вы также можете Войти на сайт и оставить коментарий с вашего аккаунта соцсетей

Оставить комментарий