Когда в 2012 г. питерская поп-панк группа ПОРТ(812) сообщила о своём прощальном туре, это вызвало у многих недоумение. Не верилось, что флагманам стиля в России пришёл конец, ведь на протяжении многих лет мы так врывались на их концерты, следили за новостями, — и вот, всё закончилось. Группа заявила о распаде из-за отсутствия поддержки и отдачи. К этому времени, начиная с 1999 г., музыканты выпустили четыре альбома и три сингла, сняли несколько клипов и исколесили просторы СНГ вдоль и поперёк.
И вот, в феврале 2014 г. команда снова на коне! Но это уже совсем другой ПОРТ (812) – с обновленным составом и сменившимся направлением: теперь парни ориентируются на панк-рок с остросоциальными темами и даже затрагивают политику. Это уже не развесёлый поп-панк с обилием любовных тем, не лирические арт-синглы с ностальгическими нотками, а смелый разоблачительный ответ продажным людишкам и неутомимым коммерсам. И самое главное – альбом заставляет слушателя думать.
К слову, когда группа заявила о записи нового альбома, рады были не все. В тот же день, к примеру, из сообщества команды во Вконтакте вышли четыре участника, кто-то отписывал на форумах, что свежая пластинка станет очередным провалом, как это якобы вышло с хардкоровым проектом фронтмена «Маррадеры». Однако, скептикам придётся взять свои слова обратно, – альбом получился что надо! И, можно сказать, что длительный перерыв того стоил.
Одна из особенностей нового альбома в том, что во время его подготовки группа привлекала сессионных музыкантов и авторов. В частности, в записи приняли участие Дмитрий Кежватов (экс-»Тараканы!») и стритпанки из The Alcobastards, а несколько текстов на заказ написали знакомые музыкантов, в числе которых детский писатель Антон Соя. Именно ему Илья передал эстафету по продолжению темы о губительном влиянии панк-рока на жизнь слушателей, — так появилась песня «Гимн». Но обо всём по порядку.
Заглавная песня альбома «Бунт на продажу» с предисловием из «Generation П» Пелевина – едва ли не самая взрывная на пластинке. На её написание авторов вдохновила одноименная книга Хиза и Поттера о создании контркультурой нового поколения потребления. Протест становится отличным поводом для заработка – на концертах, мерче и продажах пластинок. Песня ПОРТ (812) стала слепком с этого злободневного впутывания слушателя в сплошную коммерцию и неутолимой жажды наживы на других. К слову, привет тебе, старина Макларен, и твоей боевой подруге Вивьен, миру так не хватает вашего креатива. Вот бы сейчас Нью-Йорк 77-х! Ну а вообще, на ум сразу приходит одна популярная группа, которая не так давно распалась, но довольно успешно продвигала свой бунт, превратив его в мейнстрим, а вместе с ним сделав таковой и отдельную субкультуру.
Ещё одна сильная композиция – «Гимн» – со звёздным составом в лице Дмитрия Спирина («Тараканы!»), Анатолия Скляренко («Бригадный подряд») и Александра Иванова («НАИВ»). Песню можно считать своеобразным продолжением старой темы группы «Панк-бунт», которая стала ответом на порицанья и критику «сетевых бунтарей и журнальных писак». Текст к этой песне поручили написать Антону Сое, автору около 20 хитов «Бригадного подряда» и «Попсы», спетой Шевчуком, Мишей Горшенёвым и другими. Кроме того, писатель работал с разными группами, в том числе с «Кукрыниксами» и «Пилотом», поэтому отлично справился с задачей. Одно прослушивание – и песня намертво приклеивается к языку, весь день крутясь в голове, поэтому лучше не злоупотреблять. О, разрушающий жизни панк-рок!
Ещё одна, пожалуй, самая смелая песня пластинки посвящена кровавым событиям на киевском Майдане в Украине, где зимой проходили столкновения активистов с силовиками. Песня начинается цитатой диктора из киевского метро, который объявляет станцию «Майдан Незалежности». Этот классный ход как некое введение для слушателя перед полным погружением в ситуацию того времени. С пронизывающим вокалом, в некоторых моментах подкрепленным слегка надрывной
хрипотцой, и запалом, ускоряющим ток крови, песня посвящена бесславно погибающим на планете.
Команда не оставила без внимания эту неоднозначную и острую тему, выразив свою гражданскую позицию, за что ей респект. Чтобы предупредить недовольство некоторых слушателей, группа объяснила свой посыл: «Эта песня о простых людях, которые, не в силах больше терпеть насквозь прогнившую систему своего государства, вышли на улицы и заявили свои права на свою собственную страну. Но, как это обычно бывает, оказались обмануты мерзавцами, которые используют свой народ в своих политических целях. Песня о тех, кого используют политики в своих грязных играх, цена участия в которых – человеческая жизнь».
Нестандарные задумки есть и в песне «Кровь с амфетамином», которая продолжает злободневные заряды и сменяется не менее драйвовой, но уже более лиричной «Мой Париж» от имени кота. Мурлыка рассказывает о буднях ночной бабочки с зелёными волосами и её темнокожего портового друга. При этом, каждое слово песни невольно растягивает на лице улыбку, а ещё эти панк-рокерские гитарные запилы и ударные, в такт которым начинает потряхивать всё тело…
Следом идет цепляющая «Чужие раны», которая чем-то напоминает прежний поп-панк «портов», но насыщенная ярость и отчаянный, хардкоровый вокал больше отдают духом Маррадеров. Ревущий, притягивающий голос фронтмена сквозит болью и адовыми испытаниями, его хочется слушать и слушать. Ещё один боевик — «Шантаж и вымогательство» - исполнен примерно в таком же духе и добротно приперчен хоровым исполнением.
Также альбом пополнила сингловая «Нефть», написанная ещё пять лет назад. Старая сильная композиция, полюбившаяся поклонникам, перепета заново, что, как мне кажется, лишило её прежней вокальной привлекательности. Но сама песня – приятный сюрприз, как ни крути! Под неё хочется неистово рубиться и устраивать стэйдж дайвы. В то же время, «Учителя» на слова Антона Борисова настраивают на философское отношение к жизненным ошибкам, а «Главная роль» с чёрным юморком – на вечную молодость. Всё это с бодрящими сингалонгами и задорным настроем «хоронить ты погоди – выбрасывай лопату». Значит, эти панк-рокеры сдаваться не собираются и будут радовать нас до последних наших дней!
При этом, песня «Сто тел. Сто лиц» наверняка кого-то огорчит, а у кого-то разбудит неприятные воспоминания о бывших любимых. Словом, барышням она наверняка не придётся по вкусу. Наконец-то, кто-то прямо заявил о более реальном взгляде на некоторые отношения, которые не ведут к вечной любви и верности. Тема жизненная, а за розовыми соплями можно обратиться в зомбоящик, там такого добра валом. Эту песню также написал Борисов, и отчасти она автобиографична, а, в целом, касается почти всех музыкантов. Да, творческие личности они такие, и их тоже можно понять, а их жертвам в утешение остается ободряющее «впереди тебя ждут сто новых встреч». Песню можно воспринимать ещё и как дружеское предупреждение для тех, кто связывается с музыкантами, мол, имейте ввиду.
И заключительные аккорды альбома в виде самого что ни на есть поп-панкового бонуса – про питерского депутата Виталия Милонова. Персонаж разоблачен в лучших стебных традициях ПОРТ (812), и думаю, не одну меня мучает вопрос, слышал ли Милонов этот бодренький трек о своей работе? Все же госслужащий заслужил деяниями своими, чтобы о нём узнали благодаря черному пиару от питерских бунтарей. Держим руку на пульсе, а пока что ПОРТ (812) обкатывают новый альбом по городам и весям России и Беларуси, и все вопросы можно напрямую задать музыкантам, благо, звездная болячка обошла их стороной. И с нетерпением ожидаем обещанные клипы и свежие боевики от возродившихся панк-рокеров. Так держать, парни!
Комментарии закрыты.