Проснувшись сегодня утром, я понятия не имела, как проведу день и чего ожидать от Бранимира, как человека, в первую очередь. Социальный образ — это далеко не всегда искренность и открытость души. Шоу-бизнес, звёздная лихорадка и популярность превращают музыканта в подобие куклы на верёвочках: их дёргают, а ты дёргаешься. Артист – это тонкая натура, творческая душа, которой может приглянуться сегодня кутить и веселиться, либо наоборот – держать своих демонов при себе. К счастью, мое воодушевление подкрепилось открытой и лёгкой на подъём натурой Бранимира, непринужденными разговорами и человечной приземлённостью.
День выдался разносторонним — в плане разговоров и занятий. «Тёмный бард» рассказывал истории из тура, смешные стечения обстоятельств, происшествия с людьми из разных городов, друзьями и незнакомцами. Обещая быть немногословным, постоянно повторяя, что «Я буду немногословным», собеседник говорил не переставая: шутил и смеялся вроде бы ни о чём, высасывал из пальца историю и раздувал её до абсурдной уморы.
11 часов утра. Солнечное морозное утро октября заставляет докуривать быстрее и подниматься на пятый этаж Арт-Салона на Невском 24. Обогнув угол Малой Конюшенной и пройдя во двор-колодец, Я и Антон начали звонить в пристанище Бранимира. Чего же ожидать от дня, который только начался и обещает быть совершенно спонтанным? С каждым шагом по лестнице ощущалось непреодолимое желание ускориться и встретиться с исполнителем сталинградского дарк-фолка лично.
Где же звонок? Негромко постучав, мы ожидали ответной реакции с другой стороны маленькой белой двери с почтовым ящичком. К счастью, ответ поступил, но отворилась соседняя дверь, и недоумевавшее лицо спросило, к кому это мы. А мы шли к Саше. Арт-Салон на Невском, 24 – это уютное пристанище для «квартирных» музыкантов, петербургской богемы, афроамериканских джаз-фанк бэндов, оперетт и прочего творческого безумия, которое впитывают стены Салона. Где сцена, там и бар, а своеобразие места – это курение в помещении. Но уют и комфорт данного заведения составляет не недооцененная богема , а вальяжно расхаживающий кот, который живёт там, «потому что он не против».
***
Бранимир, проснувшись, не сразу заметил, что к нему пришли гости, — но когда опомнился, был рад новоприбывшим в Салон. Может пу-эра? Конечно. Китайский пу-эр: чёрный как нефть и крепкий как водка. «Как заметила моя знакомая, — отпив пу-эра, говорит Бранимир, – Я не пью чай, я его бухаю». Действительно, после определённой чашечки крепкого чая появляется ощущение опьянения, но в хорошем смысле. Бодрая расслабленность и лёгкое помутнение — отличная основа для диалога. Деревянная церемониальная доска, два чайничка, n-ное количество неглубоких чашечек – всё в лучших традициях чаепития.
На протяжении трёх часов мы ждали, когда видео-приглашение на концерт в Иваново, снятое Бранимиром заблаговременно, загрузится на страничку социальной сети. Александр со своим напарником – жирафом с наручниками — умело лепит вареники и приглашает поклонников на очередной концерт. «Ещё каких-то полгода — и я буду дома». А вы что, думали, что гастроли — это легко?
Но три часа ожидания не прошли даром — Бранимир делился с нами любимой музыкой. «IOWA, друзья! Это будущее современной российской музыки – лёгкая, светлая мелодия. Под неё просыпаться приятно!» — с улыбкой убеждает присутствующих музыкант. «Русский рок ужасно достал. Больше нет русского рока. Вот слушаешь Шевчука или Летова и просыпаться не хочется. Эй, поставьте песню про маршрутку! Отличная песня про маршрутку». Разбавляя утро Стингом и всяческим рэпом, Бранимир долго и упорно переслушивал «песню про маршрутку» группы IOWA, громогласно восхищался и подливал чёрный, как дарк-фолк, пу-эр.
Наконец-то наш путь лежит дальше, и мы выходим на Невский, где встречаем старинного знакомого Саши и выдвигаемся в сторону Гостиного двора. Дело в том, что товарищ Бранимир сразу же после концерта в Money Honey отправляется на поезде через Москву в Тверь. Но место, где он должен будет жить, закрыто на ключ. А ключа, конечно же, нет. Что делать, шеф?
Поэтому, устремившись в сторону Гостинки, мы отправляемся на поиски ключника, который сможет нам помочь в изготовлении надёжного дубликата.
Морозный осенний день становится слишком холодным для лёгкой прогулки по улицам города, поэтому мы решаем возвращаться в наш уютный Салон, чтобы пропустить ещё несколько чашечек горячего пу-эра. Нет, нам не надоело.
Каждый артист готовится к предстоящему концерту по-особенному. Некоторые медитируют, любят проводить время наедине с собой, по возможности смотреть на дно бутылки или бегать как сумасшедший перед зеркалами в поисках изъянов, – ведь ты должен быть красавчиком на сцене. Но не в данном случае. Бранимир был немного не в настроении, а ведь на него приедут смотреть люди, возможно, даже издалека. А что может поднять настроение как не старые винрарные игры вроде Марио или Дэнди?
Поэтому, полностью вживаясь в роль Чёрного Плаща, Александр под 8-битную музыку начинает потрошить врагов в интернет-игре. «Ты на кого посмотрел? Ты на меня посмотрел? А ну-ка иди сюда!» Бранимир с кровью в глазах месит врагов, а мы, тем временем, вспоминаем о расписании дня и торопим страстного игрока побеждать и паковать гитару. Через Садовую, а затем и рынок на Апрашке, нашему взору предстает флаг конфедератов, а под ним — Money Honey — американский вестерн-бар, который держится особняком на улице, где всё-таки перевернулся грузовик с хрестоматией одежды. Первый этаж — стандарт стейколюбов и ценителей хорошего пива, атмосфера отличных 5-долларовых милкшейков и ретроавтомобилей. Второй этаж, на который ведёт винтовая лестница, вместил в себя двухэтажный концертный зал с баром, поддерживающий ту же тематику.
Концертную площадку нам открывает солдатоподобный «звукарь» в тяжёлых сапогах и маленьким флажком южанна на сумочке. Как тут расслабишься? В то время, когда сцена готовится для мероприятия, Бранимир не теряет времени. Дело в том, что Александра пригласили для съёмок в фильме, посвящённом Зиновию Биртману. Музыкальная мистификация, гениальный масштабный флэшмоб, окутавшие советского автора-исполнителя, являются поистине интересной темой для обсуждения. Демонстративность биртмановских песен, в которых неслучайными словами являются «сэлфи» и «лайк», остроумно высмеивают как блатной шансон, так и современный слэнг, который плавно внедряется в словари.
Выступив с интервью, Бранимир садится за микрофон, который геройски выпячивается в зал, и настраивает свой рабочий инструмент – гитару. «А можно мне звук будто я сижу в неглубокой пещере? Иначе никак, это очень важный элемент». Конечно, без этого же никак. Настраивая нужное фоновое освещение для подходящего настроения музыканта и песни, Бранимир проходит тестирование микрофона: «The London is a capital of Britain. In school I had four lessons: mathematics, literature, algebra и астрономия, да, так нормально».
«Саш, только спой в своей манере?» «А я по-другому и не умею!» – отвечает бородатый Саша. «…И только ваши сэлфи на комоде, напомнят мне о тех далёких днях» — поёт Бранимир хриплым, в своём духе, голосом.
День был долгим, обсуждалось многое, а когда на сцену перед полным залом Money Honey вышел Бранимир и в который раз пообешал быть немногословным, он вылил в уши зрителей двадцатиминутный монолог про прожитый день. Экспрессия и искренность в исполнении Александра бросала в мурашки – на сцене человек, с которым вроде бы недавно пили пу-эр, бесповоротно изменился. Навзрыд громкие песни, тексты песен, которые написать, не пережив, невозможно. Стопроцентный профессионализм и общение с залом между песнями превратили Бранимира в «своего». Он с удовольствием принимал песни в «стол заказов», но всё равно сперва пел то, что подходило под настроение. А его настроение основывалось на им же рассказанных историях. «Была у меня одна соседка – Зинаида Адольфовна. Так вот, пила она похлеще меня. Тем более, что сейчас я не пью вообще…»
Фотогалерея концерта:
Текст — Василиса Зинякова ©
Фото — Антон Дворовкин ©