12 января в концертном зале «Авроры» с рождественским концертом выступила одна из самых ярких команд русской фолк-рок сцены — «Мельница». Музыканты исполнили песни с альбома «Ангелофрения», вышедшего в 2012-ом году, а также представили абсолютный эксклюзив — свежие песни с рождественского альбома 2013-го года.
Праздничные концерты Натальи О`Шей (Хелависы) и ее группы уже стали приятной традицией и самым желанным подарком для их слушателей. Отгремели новогодние салюты, прошло Рождество — на носу «старый новый год» — как последний пограничный столб, отмечающий границу между праздниками и окончательным погружением в рутинную череду зимних дней. Но Хелависа с ее музыкантами на страже!
С 1999 года «Мельница», подхватывая волшебный ветер мифов, легенд и преданий земель от России до Ирландии, перемалывают грубое зерно серых будней в сказочные невесомые сны о зачарованных королевнах, полуночных запретных дорогах, шаманах, драконах, ангелах, пряных травах в бесконечных полях, темных водах под полной колдовской луной…
Тексты Натальи О`Шей, кстати лингвиста-кельтолога по образованию, очень насыщенны, «черноземны» — тут тебе вся мифология индоевропейских народов: и скандинавский Один, и славянские Даждьбог, Перун, Велес и Мора, и вавилонская Иштар, и ирландская Дану… Не всякие неподготовленные головы способны легко впитать такой богатый текст. Но музыка помогает — «Мельница» с присущим ей одним почерком магическим образом сплетает в своих песнях этно-дух народных инструментов: жалейки, ирландской арфы, варгана — с классическими флейтой, виолончелью и роковыми электро- и бас-гитарами. Поэтому на их концертах публика собирается разнообразная — здесь и ролевики-толкинисты, и литературные юноши и девушки с начитанными лицами, и поклонники фолка, да и просто романтики и мечтатели наконец.
И таких на каждое выступление собирается немало — в чем мы сами могли убедиться в минувшую субботу.
Торопившиеся на концерт , подходя к «Авроре», были слегка напуганы зрелищем двух толп, пытающихся попасть внутрь здания с обоих входов. Погода совсем не располагала к долгим прогулкам на свежем воздухе, топтавшиеся у дверей приплясывали на морозе, кутались в шарфы и пытались понять причину возникших в дверях пробок. Причем на улицу явственно долетали звуки песен, исполнявшихся вживую, что привело к легкой панике среди фанатов — как же так, концерт уже начался, а людей не впускают? Оказалось, что группа немного опоздала с графиком и только заканчивает репетицию-саундчек, после которой всех пообещали беспрепятственно наконец пустить в тепло.
Видимо, все на концертах «Мельницы», как в легендах — не прорвешься к сокровищам, пока не пройдешь суровые испытания. Ну вот наконец открыты двери — толпа медленно растекается по танц-полу, лестницам, балкону, занимая все свободные места, отогреваясь, предвкушая удовольствие и постепенно заполняя все свободное пространство от сцены и до бара. На моей памяти это самый многолюдный концерт в Авроре — просто яблоку негде упасть. Заняв места поближе к сцене, с нетерпением ждем. Восемь ноль-ноль, на которые назначено начало, давно прошли — но мы знаем, что редко какое выступление начинается с менее чем получасовым опозданием.
Но вот уже 20.40, 20.50… Ждем…испытания продолжаются… Публика предпринимает попытки вызвать уже наконец аплодисментами почему-то засидевшихся героев вечера — как-никак уже почти целый час триста человек стоят в плотно забитом зале. Раздается минутное скандирование: «Мель-ни-ца! Мель-ни-ца!». И… наконец!!…
В 21.15 под истошные овации на сцене один за другим появляются музыканты группы: Сергей Заславский (аккордеон, флейта, варган), Сергей Вишняков (акустическая и электрогитара), Алексей Орлов (Виолончель), Алексей Кожанов (бас-гитара), Дмитрий Фролов (ударные, перкуссия) и….конечно же главная и неизменная жрица-колдунья-ворожея, солистка и основатель группы, автор почти всех текстов и музыки — Хелависа! Наташа выпорхнула на сцену, стройная, красивая, словно волшебная героиня одной из своих песен. И сразу, без лишних разговоров (правильно, сколько уже ждать-то?) вместе с узнаваемым мотивом флейты полился нежный Наташин вокал и знакомые строчки:
Обернули жемчужины шею
В три ряда, в три ряда…
- песней «Далеко» открылся концерт. После аплодисментов Наталья поприветствовала зал, поздравила всех с прошедшими праздниками и извинилась за задержку с началом, объяснив, что организаторы просто ждали всех опаздывающих, пообещала, что на концерте будут исполнены не только проверенные временем любимые песни, но и новинки с недавно вышедшего альбома «Ангелофрения», а также совершенно новые песни с рождественского мини-альбома 2013 — «Радость моя».
И в подтверждение слов сразу же была спета песня «Дороги», неторопливая, но ритмичная, будто уносящая весь зал по стучащим рельсам куда-то на закат. По словам Хелависы, за основу песни решено было взять жанр кантри и подчеркнуть его аккомпанементом аккордеона. Песня кстати была написана на Манхэттэне, в Нью-Йорке, где, по признанию Наташи, ей всегда очень хорошо сочиняется. Как она сказала в одном из интервью, «Далеко» должна была тонко намекать на самую первую песню группы — «Дорога сна».
Совпадение или нет, но следующей песней на концерте стала именно эта, которую зал уверенно пел вместе с Хелависой. В следующем треке «На Север» Наташа примерила образ суровой нордической валькирии, хлестко, будто с порывами ледяного ветра, бросая в зал строчку за строчкой:
Мы вернулись домой…
Мы вернулись домой!
Встречай своих воинов,
и зал громогласно грянул в положенный момент : “Один!”
На смену ледяной королеве на сцене пришел образ печальной рассказчицы с медленной, проникновенной балладой «Зима»:
Догорает лучина, сгорит дотла,
Лишь метель прядет мое веретено,
И сама уже, словно снег, бела,
Но я буду ждать тебя все равно…
И снова смена роли — на сцене уже не славянская девушка — коса-до-пояса , ждущая своего суженого, а ассирийская жрица или скифская степная наездница — предварив песню словами: «Не знаю, исполнялась ли эта песня когда-нибудь нами здесь, в Петербурге» — Хелависа заняла свое тронное место — у арфы и исполнила «Богиню Иштар» — очень и очень редкую песню «Мельницы» на стихи Марины Цветаевой.
Зал восхищенно замер, человеку, плохо знакомому с творчеством группы, стало бы понятно, что происходит нечто сакраментальное, судя по восторженному перешептыванию вокруг.
И, продолжив степную-кочевую тему, все хором спели мелодичную и печальную «Двери Тамерлана» с альбома «Зов крови» и снова из мира старославянского, но уже быструю и светлую,располагающую к пляскам «Мора», завершившуюся чудесным перебором арфы и этно-напевом, и «Травушку».
Вслед за этим последовал один из сюрпризов вечера — нежная воздушная композиция с кельтскими мотивами с рождественского альбома 2011 года — «Береги себя».
Зал словно наполнился белыми хлопьями снега, запахом хвои и горящего камина…
Перед сценой поднялись десятки рук, раскачивающихся в такт мелодии с зажженными огоньками…
Хелависа решила поиграть в белое-черное: вслед друг за другом спев «Белую кошку» и «Черную овечку». Последняя композиция, кстати, тоже со сборника рождественских песен 2011 года. Вступлением к ней стали слова Натальи о том, что эта песня для нее особенно значима…
Вот что она говорила о ней в одном из интервью: «Надо сказать, что большинство песен этого цикла я по ходу написания транслировала своей новой подруге Мэгги из Чикаго, юной арфистке с ирландскими и грузинскими корнями. Не буду вдаваться в детали этой удивительной дружбы (они есть в моем блоге), но факт тот, что человечек мне был очень дорог, и я почти каждый вечер болтала с ней посредством почты, делала подстрочники новых текстов, даже давала слушать сырые демо-версии с репетиций… А Мэгги умирала от лейкемии, и времени у нас почти не было. Сначала я написала «Черную Овечку» — для нее, а потом «Не успеваю» — скорее для себя…» Грустную тему «Черной овечки» продолжила «Королевна» и «Неукротимое племя» — очередная новинка с последнего рождественского альбома 2013 года.
Несколько секунд — и Наташа уже не рассказчица магических мифов, а кокетливо и чувственно танцующая женственная особа, исполняющая «Кувшин», песню, наполненную скорее джаз-духом, в интимном аккомпанементе акустической гитары.
Закончив петь под овации публики, Хелависа торжественно объявила , что сейчас будет исполнена «самая-самая главная песня вечера» — «Радость моя» — с одноименного свежевыпущенного альбома, премьера которого состоялась буквально за пару дней до концерта. Песня оказалась нежной, наполненной светом, мягкими переборами гитары, воздушными аккомпанементом флейты…
«Мельница» успела сыграть проверенные временем хиты, встреченные на ура, такие, как «Лента в волосах», «Ночная кобыла». И также песни с последнего альбома «Ангелофрения» (2012) : «Контрабанда мечты», которую Хелависа написала аж в далёком 2005-ом, (презентация песни состоится на Нашем радио в начале этого года, на нее уже есть клип); и рок-н-ролльную «Поезд на Мемфис», на которой электрогитары зажгли по полной, а Наталья перешла с народной вокальной манеры на жесткий и сильный звук.
К слову, специально ради этой песни Сергей Вишняков освоил игру слайдом, а Алексей Орлов научился изображать виолончелью духовые.
То и дело в течение вечера поклонники преподносили маленькие сюрпризы самой группе — то протянутый из полумрака зала скромный и милый цветок для Наташи,
то чудесным образом возникший на сцене подарок в виде лакомой новогодней змейки из шоколада, вызвавший на лице О`Шей характерную гримаску приятного удивления, то рисунок от почитателей.
Финальным акцентом концерта стало исполнение «Волкодава», во время которого Наташа, уже продемонстрировавшая все многообразие своего вокального диапазона, снова удивила зал: взяв неимоверно высокую ноту, держала ее чуть ли ни минуту, сорвав овации и вызвав в зале мужской возглас :
«О, даааа!».
Сет-лист был отыгран, группа вышла к краю с цены и поклонилась, взявшись за руки. Но конечно, конечно же была вызвана на бис. Причем вышла только Хелависа с акустическим гитаристом, шутливо проворчав, что, мол, остальные там уже за кулисами за шоколадную змею принялись, а они тут вдвоем как самые сознательные отдуваются…
Но уже после того, как зазвучали первые слова песни «Гори, Москва!», на сцену на цыпочках с заговорщическим видом один за другим тихо прокрались все остальные, и рок-н-ролльная «Москва» , которая, по словам Хелависы, является самым жестким треком на всем альбоме «Ангелофрения» и в которую она вложила свои “нехорошие шизофренические галлюцинации», просто разнесла в пух и прах всю аудиторию!
Слова : “Гори-гуляй, Москва, были в срочном порядке заменены на «гори-гуляй, Нева!» — Наташа выложилась по полной! На волне всеобщей финальной эйфории она просто встала на колени перед публикой, протянув вперед руки и застыв на звуках финальных гитарных риффов, будто впитывая из зала горячие волны энергии, или отдавая свои, или и то, и другое.
После такого роскошного финала, к сожалению, у пришедших не осталось надежды на повторный бис. Но самые упорные еще продолжали овации и через 15 минут после того, как музыканты покинули сцену.
Постепенно пустел зал, расходились люди,унося с собой волшебные рождественские впечатления , восхищение профессионализмом всех музыкантов, очарованием и потрясающим вокалом Хелависы — просто супер-женщины, которая непостижимым образом (без магии тут явно не обошлось) умудряется успевать все: сочинять и петь песни, играть на арфе, гастролировать по странам и весям, писать кандидатские, преподавать в университетах, быть счастливой женой и мамой двух очаровательных дочек, да еще и при этом неприлично потрясающе выглядеть! Что ж — будем надеяться, что в следующий раз мы раскроем, что это за ворожба…
А пока — спасибо «Мельнице» за волшебное окончание новогодних дней!
Сет-лист концерта
«Далеко»
«Дороги»
«Дорога сна»
«На север»
«Зима»
«Богиня Иштар»
«Мора»
«Травушка»
«Береги»
«Белая кошка»
«Черная овечка»
«Королевна»
«Неукротимое племя»
«Кувшин»
«Радость моя»
«Лента в волосах»
«Контрабанда мечты»
«Ушба»
«Шаман»
«Ночная кобыла»
«Поезд на Мемфис»
«Волкодав»
- на бис «Гори, Москва!»
Фото — Инна Дмитриева
Выражаем благодарность РКК «Аврора» за предоставленную аккредитацию!
Не забывайте подписываться на наши новости ВКонтакте !