Женское, но не слишком
Скорее, даже так: мужское, слишком мужское. Это о новом альбоме группы 25/17 «Ева едет в Вавилон», который еще в анонсах авторы обозначили как «женский». Сразу следует сказать, что образ в заглавии альбома – замечательнейший! Ева едет в Вавилон. Ева, эта первоженщина, эта первосовращенная и первосовратившая, Ева едет в город греха Вавилон, где и начинается история. История альбома или история всего человечества, или – только история мужчины, который ведь тоже оказывается в городе греха Вавилоне, вместе с первогрешницей Евой…
Но сперва – пару слов о нынешнем положении 25/17 в отечественной музыке (в широком смысле) и вообще в отечественной словесности.
Следует признать, что у группы 25/17 получилось то, что не получилось ни у одного русского рок-исполнителя, который на это претендовал. Встать над схваткой. Группа наработала себе такую аудиторию, которая способна прислушиваться не только к ним одним, потому что это, как правило, взрослые и состоявшиеся по уму люди, которые не считают рэп-героев своими гуру и духовными отцами, а потому не требуют от них целого учения о жизни. Да и сама группа, по заявлению своего фронтмена, на это не претендует.
В итоге 25/17 создали свою собственную творческую сферу, суверенное государство, если угодно, где они могут заниматься тем, чем хотят, работать с мировыми литературными сюжетами, сопоставлять концепты, создавать новые образы и играть со старыми, играть со стилем, при этом оставаясь в положении «над схваткой».
Хорошо ли это, надолго ли и к чему это приведет – пока неизвестно. Пока что достигнуть этого, т.е. встать над схваткой удалось (на недолгий срок) только БГ, но БГ кончил тем, что пел сперва в ассамблее ООН, а потом на ужине у такого нелицеприятного персонажа, как Саакашвили…
Относительно группы 25/17 думаю, то это, скорее хорошо. Потому что рано или поздно тебе, мой проницательный читатель, захочется прийти к мудрому старику, который тебе скажет, что всё пройдет, и это, и то. И даже то, чем ты измучен сейчас, чему, кажется, нет конца и края, тоже пройдет. Потому что с точки зрения вечности, sub specie mortis – это всё не так уж и важно…
Мы, конечно, знаем, что на самом-то деле это очень важно, и с точки зрения вечности, и с точки зрения смерти, и с земной точки зрения — то, что происходит здесь на земле, крайне важно. И противостояние держав, и война на Донбассе, и мой личный выбор, за кого быть, с кем и т.д. – всё это важно не только в земном измерении, но и в измерении метафизическом, в вечном. Но подобное метафизическое восприятие земных дел требует слишком напряженного зрения и быстро истощает взгляд и душу. Это путь мага-воина, путь влюбленного в предельную Мудрость, пусть философа, который зрит в небесный корень и в то же время остается на земле, участвует в земных временных делах, от которых зависит небесная вечная судьба…
…И вот когда ты устаешь от этих вечных битв, когда твоя рука наконец устает колоть (она устанет, поверь, пусть и нескоро, пусть и на время лишь, но устанет!), а глаз разбирать вечные идеи среди временных образов, тогда захочется, как я уже сказал, прийти к тому самому мудрому старику, который ушел от всех земных схваток и встал над ними. И послушать его. И услышать то, что ты уже слышал, что уже знаешь, но от него эти известные тебе слова будут звучать с новой силой, затронут не только слух, но и сознание, ум сердца. И успокоят, и утешат.
Вот так я вижу нынешнее творчество 25/17, в роли такого доброго старика, ставшего над схваткой, к которому можно прийти и получить отдохновение. Думаю, подобная позиция очень достойна и очень нужна нам сегодня, когда современность навязывает нам схватку за схваткой, и когда подлинный смысл каждой новой войны разглядеть крайне непросто.
И теперь собственно о новом альбоме.
25/17 давно прописали в своем творчестве образ сильного и независимого мужчины, с его религиозно-философскими и экзистенциальными переживаниями и ожиданиями, а теперь прописывают образ подлинно независимой (без причудливых и забавных эмансипе) и потому для многих странной женщины. Потому и обозначили они будущий альбом как «женский». Из песни «Она на такая как все» становится понятно, почему.
«…прыжком в небесную прорубь — навстречу с жизнью иной, с любовью не на показ. Такая радость, увы, для вас печальный рассказ!»
По ходу альбома, впрочем, становится понятным, что речь идет не столько о женщине, сколько о том, что такое женщина рядом с мужчиной, как мужчина её видит, что от неё ждет, на что для неё готов и т.д. Здесь и страх за свою любимую («Не выходи из комнаты – тебе не понравится»), и ревность (песня «Стриптиз»), и готовность к жертве и гибели за неё (песня «Вервольф»), и традиционные для Андрея Бледного думы о смерти, вернее, не о смерти как таковой, а о воскрешении, которое дается для двоих (в последней песне альбома: «Мы будем вместе – когда воскреснем!»). Женщина предстает в роли жены, матери, случайной возлюбленной, с которой «где-то на третьем литре случилась любовь», и в роли предательницы, пусть даже только гипотетической («…забыть навсегда, что я не первый, и не последним могу быть…»), и в роли тела (тема телесности женщины вообще то и дело в альбоме раскрывается очень крутыми метафорами: «я хотел бы втереться в тебя – через кожу, прямо в сосуды», в песне «Окурки»), и в конце концов – в роли Вечной Спутницы, с которой не расстаются и по смерти…
Вспоминаются по этому поводу строки из песни «Звезда», альбом «Песни о любви и смерти», 2012-го года: «Так не бывает в жизни, пусть будет хотя бы в песне!». Но, кажется, что 25/17 сейчас более оптимистично смотрит на любовь.
Еще очень откровенно сказано о нужде мужчины в женщине: «Я говорил: в тебе тону, спасай, иду ко дну / На самом деле просто страшно быть одному!» (песня «Скелеты»).
Фундаментальный тезис, который берет 25/17 на вооружение, заключается в том, что все эти роли женщины возможны для неё только рядом с мужчиной. Вполне себе христианский тезис.
И все-таки не смотря на то что за основу берется такой фундаментальный тезис, сам по себе альбом представляется картографией субъективных переживаний лирического героя, в котором мы можем узнать и Бледного, и Анта (в рэпе вообще ведь разделение автора и лирического героя довольно-таки редкая штука).
В мире, где разомкнуты традиционные связи, гарантирующиеся традицией, в мире, где эта сама традиция утеряна, а вместе с ней утеряны и универсальные механизмы трансцендирования и удерживания своего присутствия в подлинно человеческом, в таком мире описание своих субъективных состояний, быть может, единственный путь для творчества. И вот перед нами попытка дать картографию своих собственных переживаний о проблеме эроса / пола / женщины и доверия к ней / телесности / секса и т.д. Это обширная связка, поскольку сама женщина представляет собой слишком обширную область человеческого бытия.
Это очень неплохая попытка, если учитывать, что тема, за которую взялась группа, по-настоящему не решена ни в одной религиозной системе, не решена ни одним философом, ни художники её не раскусили, ни моралисты тем более. Это поистине одна из вечных тем. Именно этим и привлекает группа 25/17, что не боится затронуть вечные темы.
© Андрей Коробов-Латынцев
Комментарии закрыты.