Володя Котляров (группа Порнофильмы): «Я хотел бы как Игги Поп — рубиться до конца»

4 апреля группа Порнофильмы отыграла концерт в Санкт-Петербурге в рамках тура в поддержку нового ЕР «Сопротивление». Подробный репортаж о гиге можно посмотреть и прочитать здесь . Перед концертом нам удалось встретиться и пообщаться с лидером группы Володей Котляровым .

Получилось большое интервью, интересная и насыщенная беседа о смысле жизни, о вегетарианстве и отказе от алкоголя, о факторах успеха молодой группы и отношениях с коллегами по цеху. Искренне рекомендую не полениться и дочитать интервью до конца.

За замечательные живые фотографии с интервью выражаем благодарность Сергею Николаеву, а за помощь в организации беседы — Евгению Соловьёву.

Привет, как добрались до нас, с каким настроением?

Добрались достаточно комфортно. После вчерашнего московского концерта оставалось слегка нервозное состояние: пока добирались до Москвы, долго простояли в пробке, опоздали на саундчек, — когда приехали, до концерта всего час оставался…

Но вы уже написали, что это был самый крутой концерт за всю вашу историю.

Для меня он прошёл на одном дыхании: от первой песни до последних. Я из-за предконцертной суматохи даже понять ничего не успел. Потом уже, да, когда в поезде ехали, фотки смотрели, со стороны выглядело это всё масштабно.

Правда, что в последнее время у вас вообще не бывает «тухлых» концертов?

Если проанализировать, то, скорее всего, да. Я вот не помню, когда у нас последний раз был концерт, который отыграл и думаешь: «Блин, зачем мы вообще всем этим занимаемся, какое же это всё несерьёзное времяпрепровождение». Когда мы только начали активно выступать, в 2012 году, играли первые пробные концерты в Москве, в Твери, — пустые залы везде, едешь с чувством разочарования, думаешь: «Может, это не наше, наверное, просто так никуда не вылезти, не пробиться из провинции, не покорить крупного города». Но помню момент, как на нас пришло 10 человек, именно первых наших слушателей, в пустой зал «Дождь-Мажора» в Москве. Было очень приятно. Кто-то тогда сказал: «Ну вот вы и начали покорение Москвы, теперь количество слушателей будет только прибавляться».

Но всё равно как-то не верилось в это, мы всегда пессимистично и самокритично относились к таким вещам и очень требовательно — к самим себе. Всегда готовились к тому, что придётся вложить ещё очень много сил, очень много стараний и подождать ещё лет пять. До выхода альбома «Молодость и панк-рок» у нас выходили релизы, и после выхода каждого прирост аудитории в группу ВКонтакте был небольшой — 200, 300, 500 человек. Поэтому мы думали, что выложим альбом, прибавится ещё 500 человек, и нам нужно будет ещё несколько лет выпускать альбомы, пытаясь делать это всё лучше и лучше, и вот только тогда мы добьёмся какого-то мало-мальского успеха.

Вышел этот альбом, и с 2900 количество человек в группе выросло до 8500. Аудитория расширилась, и люди стали приходить на концерты. В каждом городе, куда приезжали в первый раз, уже было по 50-60 человек. Причём, рекламой мы сами занимались, крупные организаторы не хотели с нами связываться, никто нас не знал, кто мы такие, и откуда вылезли Порнофильмы. Всё делалось через диайвайных, андерграундовых чуваков.

Как вашу группу можно презентовать в одном предложении для тех же организаторов и людей, которые о вас никогда раньше не слышали?

Кратко можно охарактеризовать так: группа Порнофильмы — это панк-рок в лучших традициях групп Bad Religion, Anti-Flag, раннего Offspring, Dead Kennedys, но адаптированный под русский менталитет.

Как я вообще пришел к написанию таких песен. Панк-роком очень сильно увлёкся ещё в школьные годы, пробовал себя в этом. Попыток было много, все они были неудачные, и я не знал, что именно делаю не так. Сначала слушал какой-то небольшой спектр групп, из русских — Гражданскую Оборону, позднее, в 2005 году, узнал и очень угорел от Последних Танков в Париже. А так, в основном, слушал Nirvana, Offspring и судил о панк-роке по музыкальной составляющей, которая, в принципе, похожа и у западных групп, и у русских. Относительно текстовой составляющей судил исключительно по текстам наших панк-групп и думал, что, ну, вот, это и есть панк-рок. То есть, тексты просто о каком-то быте русского человека.

В какой-то момент мне попались переводы песен Dead Kennedys, там оказалось настолько всё прямолинейно: критикуют действующую власть, называют вещи своими именами, и всё это в таком ядовитом свете преподнесено. Я почитал один текст, второй, третий, почитал тексты с другого альбома и такой: «блин, это же просто бомба», — понял, почему их слушают, почему считают классикой американского панк-рока. Музыка-то ведь у них не мелодичная, на любителя, нервозная такая.

И я задумался: почему никто не поёт о таком на русском языке? Поют, как прикольно бухать, тусить или наоборот, как неприкольно с похмелья, — какие-то тексты, завязанные на алкогольной романтике. Почему бы не попробовать вложить в песни то, что на устах и в головах у простых людей? Например, ты ходишь на работу, слушаешь на обеде разговоры, и люди говорят: Путин ***ак. И я думаю: а почему бы не написать песню о том, что Путин ***ак, и о том, почему он ***ак. Когда я решил попробовать это сделать, у меня не было никакого голого расчёта, мол, напишу сейчас 10 эпатажных песен и всё… Просто в какой-то момент мне захотелось петь то, что я думаю на самом деле, без всяких приукрашиваний, без иносказательных и завуалированных намёков, просто петь  и не думать о том, что это будет на кого-то похоже.

А какие ваши песни можно первыми поставить для знакомства с группой?

Когда набираешь «Порнофильмы» в разделе аудиозаписей ВКонтакте, песни там идут по популярности. И я тоже считаю первые песни в этом списке лучшими. Потому что когда они рождались, я настолько был переполнен  тем, что хочу в них вложить. Песни у меня обычно пишутся на эмоциях, когда мучает какой-то вопрос болезненный, особенно когда что-то раздражает. В общем, песни — это такая реакция: я пишу, когда лопается терпение. Именно тогда подбираются такие слова, которые, на мой взгляд, идеально подходят для того, чтобы высказаться, описать своё отношение. Вот, например, песня «Отъ***тесь от детей». Почему она наша, своего рода, визитная карточка, и почему на всех концертах под неё самый аншлаг? Потому что проблема очень актуальна, и песня нравится не только школьникам, но и тем, кому за 30.

Кстати, об этой песне. Есть в ней строчка «с умным *бальником учите жизни, сами так и не научились жить». Так вот, что такое в твоём понимании «уметь жить»?

Вот смотри, в чём смысл жизни человека, зачем мы приходим в этот мир? Многие люди в какой-то момент жизни задаются этим вопросом: кто я такой, что я такое, зачем я живу, почему я родился. Этот вопрос очень страшный, такой же, как думать о смерти. Поэтому люди стараются его отодвигать, откладывать, не отвечать на него, не разбираться, просто жить и не думать. А кто-то думать начинает, и тогда вопрос постоянно всплывает в голове, начинаются депрессии. Потому  что человек не может найти себя в этой реальности. У меня вот тоже долгое время были депрессии, я был переполнен различными противоречиями из-за того, что не понимал, для чего я живу. Но в какой-то момент ко мне пришло чёткое осознание, в чём смысл жизни. На мой взгляд, это учиться жить, получать опыт.

Мы рождаемся, и этот мир для нас — некий раздражающий фактор, — именно раздражающая среда помогает нам приобретать опыт. Вселенная преподносит различные ситуации и трудности, преодолевая которые, мы учимся жить, становимся лучше. И я считаю, что сначала, прежде чем рожать ребёнка, человек должен научиться жить, чётко осознавать своё место в этом мире.

Многие люди не могут найти своё место, потому что они не знают, что они за существа такие. Вот есть, например, богатые дамочки, которые ходят с маленькими собачками искусственно выведенной породы. Эти собачки совершенно не приспособлены для самостоятельной жизни, их надо постоянно какими-то кашками кормить, уколы делать, чтобы они не умерли. Потому что они являются, грубо говоря, уродцами. И многие люди тоже считают себя уродцами посреди этого огромного мира. Человек, который не может найти места в жизни, чувствует себя голым и беззащитным. А вокруг него будто дикая природа, с которой он никак не связан, и которой ему нужно себя противопоставлять, бороться с ней и доказывать, что он её хозяин. В то время как, на самом деле, человек должен понять, что он — часть природы, и что нужно жить в гармонии с ней.

Когда я почувствовал свою связь с природой, я осознал, что мы не дети техносферы, не эти вот маленькие уродцы, которых надо кормить с ложечки кашками, а такие же естественные создания, как и другие животные, которые могут жить в дикой природе. Мы устроены так же, просто представляем другой биологический вид. И вот когда осознаёшь свою принадлежность к природе, чувствуешь некую духовную связь с ней, сразу же всё по полочкам раскладывается в голове, и ты перестаёшь быть неуверенным в себе, перестаёшь задумываться о смысле жизни.

Есть сейчас тенденция к популяризации здорового образа жизни, ты согласен со мной? Вы вот тоже об этом часто в своих интервью говорите. Как считаешь, это просто модная тенденция или общество, действительно, встало на путь «сопротивления»?

Да, по моему наблюдению, в последнее время люди, не сговариваясь между собой, приходят к вегетарианству и отказу от алкоголя. Почему это происходит? Каждый, кто пришёл однажды к вегетарианству, сделал это по собственному убеждению, — нельзя прийти к этому только из-за того, что это модно. Потому что люди едят мясо, главным образом, из-за того, что оно вкусное. И человек от него отказывается, потому что у него появляются более высокие цели, чем просто желание испытывать вкус, потому что он знает, зачем он это делает. То же с алкоголем: бросить пить легко, гораздо сложнее понять, зачем бросать.

Я считаю, что общество действительно начинает оздоравливаться. Потому что если человек не готов к таким мыслям и идеям, сколько ему ни пропагандируй, сколько ни убеждай, он будет смеяться и продолжать думать по-своему. И если, к примеру, после бесед со мной люди приходят к отказу от мяса и алкоголя (чем я реально очень горжусь), это значит, что люди к этой информации открыты.

Как считаешь, какой процент успеха группы зависит от личного обаяния и личной харизмы её лидера?

Харизма, безусловно, важна, но мало её одной. Знаешь, сколько всего факторов здесь нужно учесть. Во-первых, должны быть песни. В чем беда 99% начинающих групп — в том, что они собираются  и подходят  к процессу написания материала как музыканты. То есть, для них главное — техника, аранжировки, узнаваемый звук, похожий на звук какой-то любимой зарубежной группы. Они тратят все свои силы, время, энергию на эти вещи, и один из ключевых факторов, которому не уделяют внимания — это песни.

Что такое песня. Это слова и мотив — устная форма, в которой жанр песни существовал в той же России ещё 200-300 лет назад. Когда люди сидят за столом и поют песню, им не нужны никакие инструменты, потому что им хочется воспроизводить именно этот мотив в сочетании со словами и умело сплетающейся с мотивом фонетикой.

Всё время, которое я занимаюсь музыкой, если вообще можно так сказать, с точки зрения профессионалов, я учился петь песни. Пел любимые песни той же Гражданской Обороны. В каждой любимой песне есть такое место, от которого бегут мурашки. Когда я переигрывал  свои любимые, всегда хотел повторить это самое место, сделать акцент на определённое слово. Такие вот тонкости и мелочи я впитывал подсознательно, они у меня откладывались, и я понял, как слово умеет рисовать образ, если его правильно поставить в нужное место.

Уметь играть, конечно же, тоже нужно. Это второй важный фактор. У нас каждый человек в группе для той музыки, которую мы играем, на мой взгляд, очень хорошо владеет своим инструментом. Третий фактор — это чувствовать музыку интуитивно, уметь импровизировать. К примеру, когда мы разбираем песню, каждый сразу понимает, как, что и где играть. И не надо никому ничего объяснять. И здесь очень важен последний фактор: её участники должны быть большими друзьями между собой. Мы вот живём все в маленьком городке, и знаем друг друга лет по 10…

- Есть ли хоть ложка дёгтя в мёде отзывов о вашей группе? Я вот что-то не нашла.

Знаешь, я сам эту ложку дёгтя ищу. Хотелось бы какую-то критику услышать. Очень удивительно было, что, когда вышел альбом «Молодость и панк-рок», практически не было негативных отзывов. Когда вышел ЕР «Сопротивление», появились такие от некоторых коллег. Может, это связано с тем, что их эго задето, что они играют, к примеру, 10 лет, а у них пока не получилось расширить аудиторию так, как мы её расширили за последние полтора года, не знаю.

Это они вам в лицо высказывали?

Нет, я ВКонтакте находил сообщения в группах. Но я вообще не любитель про коллег по сцене что-то негативное говорить. Мне кажется, что нужно какую-то этику сохранять, потому что, всё-таки, все в одной лодке. Мы ко всем дружелюбно настроены. Рок-музыка сейчас и так не особенно популярна, по сравнению с рэпом, например. Для того, чтобы люди начали ходить на концерты, нам нужно не сраться друг с другом, а, наоборот, поддерживать друг друга, помогать, а не так, что «мы с теми играть не будем, мы с этими играть не будем, потому что они говнари». Да какая разница, говнари-не говнари, давайте все вместе сыграем, соберём большую толпу людей, и слушатели одной группы послушают другие группы. Может, это у меня взгляды такие, не типичные для музыкантов из больших городов. Мы из провинции, живём по своим правилам, не изменяя им. До сегодняшнего дня у нас пока всё получается, и мы не собираемся их менять.

Ожидать ли в ближайшее время от вас новых каверов на песни известных коллективов?

Новый альбом у нас будет осенью, пока не будем раскрывать секреты, каким он будет и каким мы его видим. Кавер будет и, думаю, очень неожиданный. Будет ещё один совместный трек, тоже неожиданный. Пока всё вилами по воде написано, так что не будем ничего говорить. Но уже сейчас планируем даты осенней презентации в Москве и Санкт-Петербурге.

У тебя есть личный паблик ВКонтакте, где ты публикуешь свои стихи. Насколько для тебя важен такой вот отдельный от группы уголок?

Там просто очень много личных переживаний, с которыми я не могу поделиться ни с одним из собеседников, и, кажется, что никто их не поймёт. Слова для этого подобрать трудно, а в поэзии я могу устраивать что-то вроде исповеди сам для себя, легче становится. Как я буду между песнями Порнофильмов читать такие личные стихи? Да и это такой формат, который не имеет рамок. А песня создаёт рамки: ты должен уложиться в 2-3 куплета по 4 строчки и т. п. Пишу я давно, просто раньше в паблике было человек 50. Сейчас, вижу, люди читают, комментируют, даже вот думаю ближе к осени какую-нибудь книженцию выпустить.

Первого апреля вы пошутили, что ваша группа распадается. Хотели таким образом узнать, сколько человек испугается?

Не-не, просто все шутили, и мы решили пошутить. Но не думали, что столько людей примут это близко к сердцу. Я только опубликовал, через несколько секунд уже в личку начали писать, мол, как же так. Пришлось всех успокаивать, переживал, зачем вообще это написал. Но, с другой стороны, приятно, что люди не хотят, чтобы мы распались. А у нас всё только начинается, распадаться мы не планируем, рановато пока. Вот лет так через 30-40, когда мне будет лет 60-70, и я не смогу больше выступать, можно будет на покой уйти… Хотя я хотел бы как Игги Поп — рубиться до конца.

Не забывайте подписываться на наши новости ВКонтакте!

When a student finishes the college, he samedaypaper.org cannot just say I don’t want to write my paper.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Автор: Ульяна Варламова Смотреть все записи автора
Вы также можете Войти на сайт и оставить коментарий с вашего аккаунта соцсетей

Комментарии закрыты.